Проверьте ваш почтовый ящик! Check your mailbox!
Cегодня

13 ноября: преподобномученика Анатолия (Ботвинникова), иеромонаха Тверской епархии (1937). ...

Содержание
Главная Nota Bene! Задать вопрос священнику Словарь Православия Фотогалерея История Церкви Сестринское служение Иконы Богородицы Память угодников Божиих
Дарога да святыняў Ютубканал
Архив Dei Verbo Контакты
Рекомендуем


Приходи — и увидишь!


Земное странствование человека — дорога к дому, где ждёт Тот, Кто любит. Правда, на этом пути (а у каждого он свой) встречаются разные преграды, испытания. Как их преодолеть? Ответ на вопрос вот уже 25 лет ищут участники духовно-просветительской экспедиции «Дарога да святыняў», а вместе с ними — и люди, которые приходят возжечь свечи от привезённого Благодатного огня; увидеть и услышать любимых писателей, артистов, проповедников; посадить Сады молитвы и в тишине ночного храма побеседовать с Богом.
 
Сегодня об извечных вопросах беседуем с Митрополитом Минским и Заславским Павлом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси.
 
Беседуем с митрополитом Минским и Заславским Павлом 
— Владыка, уже четверть века населённые пункты нашей страны освящает лампада с Благодатным огнём от Гроба Господня. И каждый год многочисленная река богомольцев стекается в храмы, чтобы возжечь свечи и принести их домой. Насколько это действие помогает человеку приближаться к Богу?
 
— Путей к Богу может быть очень много. У каждого своя дорога. Каждый по-своему приходит. Господь всех людей призывает, потому что не было, нет и не будет ни одного человека жившего, живущего или кто будет ещё жить на этой земле, кого бы Господь не призывал к Себе. Другое дело, что не все откликаются на сей призыв или не все его понимают. Есть и такие, кто не хочет слышать призыв, ибо он — этот путь — требует от каждого подвига и усилия. Потому очень важную миссию на дороге к Богу должны выполнять родители, ведь они — первые, с кем младенец знакомится в земном мире. Мы призываем пап и мам общаться с детьми, воспитывать с того момента, как только женщина почувствовала, что у неё под сердцем начало биться сердечко младенчика. Потом, когда родился человек, уже поздно воспитывать. Почему? Есть интересный рассказ, как один профессор читал мамам лекцию о воспитании детей. В зале присутствовало около 400 человек. И после полуторачасового выступления он спрашивает: «Вопросы есть?» Кто-то из слушателей поднял руку: «Скажите, господин профессор, с какого возраста надо воспитывать ребёнка?» Он уточняет: «А сколько ему сейчас?» Мама отвечает, что четыре месяца. Тогда лектор, улыбнувшись, говорит: «Вы уже опоздали».
 
Митрополит Минский и Заславский Павел 
— Получается, прежде чем воспитывать ребёнка, надо воспитать родителей?
 
— Верно. Мы не случайно говорим об этом, ведь история нашей Церкви свидетельствует, что родители, которые живут праведно, благочестиво и свято, имеют благочестивых, добрых и святых детей. Возьмите, к примеру, наших святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Их родители прославлены в ликах святых. Они жили свято и детей воспитывали так же. Возьмите Пресвятую Богородицу и Её родителей Иоакима и Анну; праведных Захария и Елисавету, родителей Иоанна Крестителя… Господь их испытывал бездетностью, готовя стать родителями великих людей. Поэтому сегодня мы и говорим, что Бог всех призывает в Своё Небесное Царство, но, когда человек уже родился, получил какое-то воспитание, образование, когда повзрослел, — тогда очень сложно его пробудить или перевоспитать. Та миссия, которую сегодня выполняет духовно-просветительская экспедиция «Дорога к святыням», помогает ещё и ещё раз постучаться в сердце каждого человека. Поэтому мы приветствуем вашу просветительскую миссию, приветствуем тех, кто различными средствами пытается донести до сознания людей веру в Бога, кто призывает каждого человека к благочестию, добру и молитве. Мы понимаем, что самое лучшее место на земле, где чаще всего происходит встреча человека с Богом, — храм, в котором живёт и действует благодать Святого Духа. К сожалению, не все сегодня имеют возможность постоянно приходить в храм Божий, потому наши выходы к людям чрезвычайно важны и полезны.
 
Самое лучшее место на земле 
— Владыка, согласитесь, не всех родители воспитывают в любви к Богу. Человек часто доживает до 30-40 лет и не осознаёт, что есть Бог, что храм есть, что другая жизнь тоже реальна. Как быть таким людям?
 
— К сожалению, в наше время это случается очень часто. Несмотря на то, что у нас сегодня в стране свобода вероисповедания, открыты во множестве храмы, нас никто не притесняет, не гонит, но в храмы приходят не все граждане. Нередко люди обращаются к Богу тогда, когда случается беда. Невольно возникает вопрос, почему не все обращаются к Богу? У каждого из нас, наверное, со временем складывается свой образ жизни, и мы привыкаем к личному внутреннему комфорту, и что-то изменить бывает очень сложно. Я вспоминаю одну свою школьную учительницу, которая в беседе со мной говорила: «Знаешь, я, конечно, понимаю, что мы, атеисты, не имеем того фундамента, который имеет церковь христианская. Но я уже привыкла жить вот так и не хочу менять свой образ жизни»…
 
Но как бы мы ни жили, что бы ни делали, прекрасно понимаем: жизнь на земле — временное явление. И сколь бы нам ни было комфортно и удобно, всё равно земная жизнь для каждого закончится. И с чем мы к Богу пойдём? Поэтому очень важно дать людям возможность самим поразмышлять о себе и о смысле жизни на земле, заниматься их просвещением.
 
Дорога к святыням, дорога к храму, дорога к Богу 
— Дорога к святыням, дорога к храму, дорога к Богу… Как на этой дороге не упасть и дойти до цели? Бывает же — упал, а вставать не хочется…
 
— Если упал, вставай. Главное, не потерять веру. Опять упал, опять вставай. Господи, помоги — и опять вперёд. Путь христианина — это подвиг. Если будет подвиг, будет и вознаграждение за труд и подвиг. А в этой борьбе со своими страстями, с грехами мы закаляемся. Мы обращаемся в молитве к Богу — и Господь подаёт нам благодатную силу и помощь.
 
Человек, увы, чаще думает о своём теле, чем о душе; больше внимания уделяет внешней жизни и заботится о плоти. Но сколько бы я ни лежал, а, образно говоря, кушать-то захочется; надо встать: желудочек наш, нет-нет, да и разбудит. А вот совесть, к сожалению, может заглушаться суетой житейской, и пробудить её бывает сложнее, чем плоть и тело.
 
На пути к Богу следует вспомнить слова апостола Павла о том, что наша вера — от слышания, а слышание — от слова Божиего. Для веры в Бога нам надо услышать о Нём. Это слышание происходит от проповеди. Именно потому в Церкви много внимания уделяется проповеди. Слово Божие несли людям святые апостолы, святители, проповедники и миссионеры. Есть они и сегодня.
 
Мне доводилось в своей жизни видеть разных людей 
Мне доводилось видеть разных людей. Вспоминаю и тех, кто воспитывался на атеистической идеологии. Рассудительные понимали, что жизнь проходит, задавались вопросом: «А что будет после смерти? Неужели пустота и забвение?» Сознание не может с этим согласиться. Каждому, разумеется, хочется жить, ведь мы созданы не для смерти, а для жизни. А в преклонном возрасте стремление к жизни усиливается. Это многих приводит к естественному поиску смысла. Наиболее благоразумные приходят в Церковь. Для человека, поверившего в Бога и познавшего путь к Нему, открывается надежда на грядущую, вечную жизнь в Царстве Небесном. Какой бы ни была тяжёлой жизнь на земле, перейдя в мир загробный, верующие станут жить с Богом. И эта вера вселяет в человека надежду и радость того, что мы, верующие в Христа люди, не умрём, а перейдём из временной жизни в вечную. Осознавая прожитое, каждый понимает: много в нём было плохого и греховного. Такое осмысление должно вызывать покаяние, сожаление о напрасно прошедшем времени. И даже в этом случае не следует отчаиваться, а, веря в Божественную любовь, из глубины души просить Его: «Господи, помоги, прости и помилуй!» Как разбойник благоразумный в последний момент обратился к Богу, и ему открылась возможность войти в Царство Божие: «Днесь будешь со Мной в раю», — сказал Христос благоразумному разбойнику. А другой разбойник, озлобленный в своих грехах, ушёл из жизни в вечную погибель, хоть и претерпел, как и благоразумный, распятие и страшную смерть. И что его там ждёт? А жизнь-то всё равно будет после смерти, хотим мы этого или нет. Для кающихся, исправляющихся открывается перспектива жизни с Богом. А для тех, кто не верит или озлобляется, всё отвергая, — тоже будет жизнь. Но какая?
 
Вы знаете, и тогда, и сейчас путь к Богу одинаков 
— Насколько современному человеку (при отсутствии гонений на Церковь, при открытости храмов, доступности литературы) легко идти к Богу?
 
— Вы знаете, и тогда, и сейчас путь к Богу одинаков. Для каждого поколения были свои оправдания, испытания и возможности прийти к Богу или отвергнуть Его. Ведь когда гнали Церковь, тогда очень многие, видя несправедливость, говорили о несправедливости. Как, кстати, и во времена первых христиан. Кого-то мучили, а кто-то приходил посмотреть на эти мучения христиан. Видя стойкость мучеников, их веру и множество происходивших чудес, сами зрители обращались к Богу. Иногда и мучители становились христианами и вставали в ряды мучеников.
 
Наше поколение проходит испытание свободой. Очень серьёзное испытание для каждого человека: смогу я воспользоваться этой свободой или не смогу. Если смогу, то как? Сегодня для тела, плоти и страстей существует огромный спектр развлечений, которые уводят человека с истинного жизненного пути. В прошлых столетиях, чтобы развлечься, надо было куда-то идти или ехать, а ныне не требуется больших усилий: нажал кнопочку планшета, и вышел в интернет, улетел, куда хочешь: в Австралию, Америку, в кино или на дискотеку, — и развлекайся до упаду. В том же планшете можно найти и книги Священного Писания, и аскетическую литературу, и душеполезные сайты. Вот вам и свобода. Вот и выбор. Вот и испытание. Что хочешь, то и выбирай. Мгновенно открывается перспектива или жизни плотской, или жизни духовной.
 
Сегодня наше современное поколение проходит испытание свободой 
— Когда вы узнали о проведении экспедиции, которая есть «живое общение с людьми»?
 
— В 2014 году, как приехал в Беларусь. Раньше не слышал. Хорошее занятие, хотя, узнав о юбилее экспедиции, подумал, что любой проект должен развиваться, а значит, необходимо в него вносить новое, более интересное современной молодёжи. Если эта программа повторяется из года в год, она может устареть и даже надоесть и самим участникам, и людям, которые косвенно принимают в ней участие. 25-летний юбилей — повод для размышления организаторов. Давайте вместе подумаем, как сделать проект ещё лучше, как понятнее и доходчивее донести людям евангельское учение и воплотить его в жизнь каждого человека.
 
— Доводилось ли вам слышать о подобных проектах в России и других странах? Или это уникальный проект Беларуси?
 
— Именно о таком проекте не слышал, но в каждой епархии Русской Православной Церкви есть свои миссионерские проекты. Сегодня, слава Богу, у нас очень энергичный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. У Святейшего очень много различных просветительских идей. Он предлагает их для реализации, часто лично участвует, путешествует, проповедует, общается с молодёжью. Очень важно, чтобы мы не остановились на каком-то отрезке пути, а постоянно двигались вперёд. И, вспоминая празднование Преображения Господня, скажу о необходимости и самим преображаться. Я, когда беседую с людьми, которые на пути к Богу, советую им каждый день читать Священное Писание. У меня спрашивают: «Да ведь там одно и то же, зачем постоянно читать Евангелие? Один раз прочитал, и хватит». Я отвечаю, что, сколько бы я ни читал Евангелие, всякий раз воспринимаю его по-новому. Да, Священное Писание неизменно, но оно меняет меня, сознание, жизнь вокруг. Именно поэтому, когда читаю Евангелие, воспринимаю его по-новому и понимаю сегодня то, что в прошлый раз понять не мог. Вот в чём глубочайший смысл Священного Писания. Читая его, каждый человек должен преображаться, совершенствоваться и меняться в лучшую сторону.
 
Каким был ваш путь к Богу? 
— Каким был ваш путь к Богу?
 
— В моей жизни ничего особенного нет. Моя мама была верующей, и она нас воспитывала. Папа не верил, но это тоже воспитание. Путь у нас естественный: мы видели, как живут мама и папа, и делали свой выбор. Думаю, для любого человека жизненный путь должен быть естественным.
 
Кто учит ребёнка жизни? Мать. Отец. Опять к родителям возвращаемся. Они дают младенцу всё: и жизнь, и знания и, конечно, очень важно, чтобы то, о чём говорят мама с папой, не расходилось с делом. Если мама твердит ребёнку, что дважды два — четыре, так и должно быть. А то получится как с одним моим знакомым мальчишкой. Ему тогда было около двенадцати лет. Мне стало известно, что он начал курить. Я ему говорю: «Павлуша, вредно курить, прекращай это занятие», а он мне: «Не, не вредно». Я повторяю: «Вредно. Для здоровья очень вредно. Болеть будешь, сердце начнёт страдать, и мозги будут засыхать, и так далее. Брось, Павлуша, не кури». Он улыбается и говорит: «Нет, не вредно. Если бы было вредно, то мама с папой не курили бы». Мама с папой говорят — вредно, а сами курят. Мама с папой говорят — не пей, а сами пьют. И ребёнок, видя фальшь в родителях, начинает искать другой источник информации, который может сказать ему правду. А другим авторитетом, к сожалению, часто становится уличный мальчишка или девчонка, которые сами не имеют опыта жизни. И тогда улица научает малыша, но это уже беда.
 
И в конце нашей беседы 
— И в конце нашей беседы пожелаем читателям…
 
— Чтобы дорога к Богу, к святыням не заканчивалась, а если у кого-то ещё не начиналась, пусть этот путь начнётся, дабы у каждого в жизни произошла встреча с Богом. В Евангелии есть очень хороший эпизод на подобную тему. После того как Христос призвал Филиппа в свои ученики, «Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, — Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри» (Ин. 1: 45-46).
 
Обратите внимание — приходи и увидишь! Личный опыт. Это чрезвычайно важно. Приходите в храм, друзья мои, помолитесь — и вы встретите Бога, если искренне этого хотите. Личный опыт — лучшее средство нашего восприятия Бога и окружающего мира. Хочешь узнать, что есть снег? Пощупай его. Хочешь узнать, как солнце греет? Выйди на солнышко — и почувствуешь. Хочешь узнать Бога? Обратись к Нему, помолись Ему. А потом начни жить так, как Он учит. Чтобы лучше слышать Бога, надо настроиться на Его частоту Божественного слова и Промысла. Вот если мы настроим свой внутренний мир, своё сердце и своё сознание на восприятие Бога, тогда почувствуем, как Он откликается на наши молитвы и обращения. Наши бабушки на протяжении многих поколений не имели систематического богословского образования, но у них был личный опыт общения с Богом. Они молились Ему, просили — и Господь откликался, помогал. Но чтобы услышать отклик, надо очистить свой внутренний мир, своё сердце, потому что нечистое сердце не способно воспринять Бога.
 
— Спасибо, владыка, что нашли и уделили время для Православного портала Dei Verbo.
 
— Желаю и вам, и читателям успехов, помощи Божией в дальнейших трудах.
 
Беседовал Димитрий АРТЮХ
Фото инокини Елены (СТРАШНОВОЙ)
29.08.2018
Поделиться с друзьями:
Подписка на журнал "Врата Небесные"