Проверьте ваш почтовый ящик! Check your mailbox!
Cегодня

17 октября: обретение мощей святителей Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского ...

Содержание
Главная Nota Bene! Задать вопрос священнику Словарь Православия Фотогалерея История Церкви в лицах Ютубканал Творчество
Архив Dei Verbo Контакты Мы в соц сетях

Праздник Всемирной радости


Праздник Всемирной радости
 
В новом церковном году ежегодно 21 сентября одним из первых праздников мы отмечаем Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Об этом событии, его значимости для каждого из нас и бесценных уроках, которые важно извлечь, беседуем с настоятелем храма Собора cвятых земли Белорусской города Заславля, иереем Александром Самуйловым.
 
— Каждый новый церковный год дарит возможность по-новому открыть для себя праздники, больше узнать о них. В череде первых важных событий — Рождество Пресвятой Богородицы…
 
Беседуем с настоятелем храма Собора cвятых земли Белорусской— Церковный год начинается и оканчивается именно Богородичными праздниками. В августе мы празднуем Успение. Вскоре после начала нового церковного года чтим Рождество Пресвятой Богородицы. История Нового Завета становится возможной и начинается именно с появления на свет маленькой Девочки, которая станет Престолом Бога и через которую к нам явится Спаситель.
 
Это событие не описано в Новом Завете. Мы знаем о нем из Церковного Предания. О Рождестве Девы Марии рассказывается в Протоевангелии Иакова, которое было написано во II веке и не вошло в список канонических книг Нового Завета. Как значимый праздник его стали отмечать со второй половины V века.
 
Богородица родилась в благочестивой семье Иоакима и Анны. Праведный Иоаким был зажиточным человеком, выходцем из царского рода. Его супруга Анна — дочерью первосвященника. Вся жизнь этой четы была наполнена духом благоговения и любви к Богу. Они были милосердны и смиренны. Пара дожила до преклонных лет, оставаясь бездетной.
 
Иоаким и Анна молили Господа даровать им ребенка, несмотря на то, что в преклонных годах надежды на это оставалось мало. Однажды Иоаким был особенно огорчён и унижен. Принеся дар Богу, он услышал жестокие слова: «Ведь ты недостоин, как бесплодный. Ты не создал потомства Израилю». Первосвященник не разрешил ему принести жертву Господу. Огорченный Иоаким отправился в пустыню, чтобы молитвой и постом умолить Бога открыть ему, возможно, какой-то его не исповеданный грех, за который он лишён потомства. Анна, считая себя виновницей их общей скорби, дома ещё усерднее, чем прежде, в горячих молитвах обращалась к Богу.
 
Бог не посрамил их веру. Ангел Господень явился к Анне и поведал: «Твоя молитва услышана Богом, и ты зачнёшь и родишь дочь благословенную, выше всех земных дочерей. Ради Неё благословятся все роды земные. Нареки Её Мария». Иоаким также получил радостную весть. Взволнованные супруги встретились у Золотых ворот Иерусалима.
 
В Протоевангелии Иакова написано: «Прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила». Праведники дали обет посвятить своего ребенка Богу и отдали дочь Марию в Иерусалимский храм, где она служила до совершеннолетия».
 
Для Иоакима и Анны появление чада было долгожданным событием 
— Для Иоакима и Анны появление в их семье чада было долгожданным событием, а Рождения Богородицы ожидали все. Что этому предшествовало?
 
— Есть целый ряд ветхозаветных пророчеств и прообразов, которые являлись указаниями на рождение Богородицы. Например, «Семя жены сотрёт главу змия» (Быт.3:15). Вспомним также сон Иакова: Дева Мария символически становится той простёртой до самых небес Лестницей, по которой на землю сходит Господь. Есть также притча Соломонова, которая начинается словами: «Премудрость созда Себе дом». Матерь Божья, вместившая Невместимого, и есть Дом, созданный Премудростью. Богородица — чистейший и совершеннейший образ Церкви. В Богослужебных текстах она именуется Храмом Божиим, Божиим Жилищем, Неопалимой Купиной. На Рождество Пресвятой Богородицы было указано пророку Моисею в виде купины, в огне горевшей, но не сгорающей (Исх. 8:1-5): «яко же бо купина не сгораше опаляема, тако Дева родила еси и Дева пребыла еси» (догматик 5-го гласа). В Ветхом Завете есть и другие указания о грядущем событии Рождества Богородицы.
 
— Почему Рождество Пресвятой Богородицы называют праздником всемирной радости?
 
— Смысл празднования замечательно передает святой Иоанн Кронштадтский: «Торжественно празднуем, дорогие братья и сестры, Рождество Пресвятой Девы… С первых веков христианской веры святая Церковь установила этот праздник. Празднуемое событие — рождение Богоизбранной Отроковицы — принесло радость всему миру, ибо Богочеловек Христос Иисус, воссиявший из Неё, разрушил проклятие Божие, тяготевшее на преступном и окаянном роде человеческом и низвёл на него благословение Божие, и, поправ всеродную смерть, даровал людям жизнь вечную. Так уясняет святая Церковь причину настоящей радости».
 
Рождение Марии принесло радость не только Её родителям, но и всем людям. Богом она была предназначена стать Матерью Спасителя мира. Поэтому и рождение стало событием, возвестившим радость всем. Это заря нашего спасения, а также хвалебная песнь родителям Пресвятой Богородицы. Несмотря ни на какие обстоятельства: бесчадие, насмешки и даже непринятие жертвы в храме — они всё принимали безропотно и смиренно и показывали пример любви и доверия Богу, истинной супружеской любви и заботы.
 
Богом она была предназначена стать Матерью Спасителя мира 
— Рождение ребёнка всегда чудо, особенно после долгого ожидания. Наверное, этот праздник может укрепить тех, кто, возможно, уже из последних сил надеется стать родителем…
 
— Пример святых Иоакима и Анны помогает не отчаиваться. Поэтому этот праздник — великое утешение для бездетных супругов. Всегда необходимо помнить, что они живут друг с другом, потому что любят. А если есть любовь, то несомненно, будут и плоды. Ведь и Дева Мария стала плодом необычайной любви Иоакима и Анны. От бесстрашной любви родилась великая Дочь.
 
— Что значит бесстрашная любовь?
 
— Жизнь Иоакима и Анны показывает возможность существования такой любви между мужчиной и женщиной. Это любовь жертвенная, когда человек больше думает о том, чтобы отдать, чем получить. Мы ведь также часто жертвуем собой: своим временем, интересами, желаниями — ради любимого человека. Когда любовь настоящая, не требуем, чтобы в ответ нам отплатили тем же. Именно в семье человек учится любить по-настоящему. То, что было, до — лишь зерно любви, брошенное в наши сердца. В супружеской жизни оно произрастает и даёт плоды.
 
Любовь — это бесценный дар небес, который нужно лелеять, согревать и растить. Испытания, посылаемые нам в жизни, её проверяют и укрепляют. Но не стоит отчаиваться, если той самой большой любви всё ещё не довелось познать. Иногда человек живёт и не знает этого чувства, а потом в какой-то момент Божественная благодать касается его сердца. К кому-то любовь приходит уже в семье, спустя месяцы или даже годы. Мы осознаём свою немощь в умении любить. И Господь посылает нам помощь.
 
Пречистая Матерь перенесла столько скорбей! 
— Как научиться такому терпению и смирению, сохранить любовь, как делали это родители Богородицы?
 
— Всему этому нас каждый день научает Господь. Поэтому и нужно все невзгоды принимать без ропота. Лекарство бывает горьким, но необходимым. Жизнь святых Иоакима и Анны также была полна скорбей. Иоаким не искал вину в ком-то другом, кроме себя. Земная жизнь Пресвятой Богородицы также становится для нас неиссякаемым источником для научения терпению и смирению. Пречистая Матерь перенесла столько скорбей! Она видела, как люди, которых Сын Её безгранично любит, за эту любовь из зависти Его убивают. Она слышала, как за доброту и милосердие Её Сына хулят. Она болела сердцем, когда народ, который и она любила всей душой, распинал и сейчас грехами распинает Бога. За грехи наши Сын Её был распят и умер на кресте! В своих молитвах будем просить Богородицу, чтобы помогала быть истинными христианами и все трудности переносить смиренно и терпеливо.
 
— Как воспитать своих детей, так чтобы жили с Богом, не забывали дорогу в храм?
 
— Важен личный пример. Благочестивые дети рождаются у благочестивых родителей. Мы часто учим детей на словах, носим, а позже водим в храм, на Причастие. Все это, конечно, необходимо. Но важно и то, чтобы был наш личный пример, чтобы, слова не расходились с делом. А для этого нужно жить богоугодно, правильно, проявлять любовь к близким и дальним. Это научит наших детей гораздо больше, чем все красивые слова, которые мы говорим.
 
Нужно жить богоугодно, правильно 
— В вашем приходе случались чудеса долгожданного рождения?
 
— Конечно! К примеру, сегодня я видел счастливую семейную пару, которая более 10 лет не имела детей. Супруги пришли в наш храм, венчались уже после того, как врач сказал, что детей у них не будет. Но сейчас в их доме звучит детский смех. Недавно они взяли благословение и забрали к себе ребенка из детского дома. Теперь все очень счастливы. Было и несколько других случаев, когда чудом рождались дети, несмотря на, казалось бы, по-мирски безнадёжные ситуации. Поэтому никогда не стоит отчаиваться! Господь промышляет о каждом из нас! У кого-то рождаются дети, вопреки прогнозам врачей и всем на удивление. Кто-то становится родителем иным образом. Чужих детей не бывает.
 
— Что вы пожелаете своим прихожанам и нашим читателям в Рождество Пресвятой Богородицы?
 
— Хочу пожелать, чтобы всех посетила и согрела истинная любовь! И пусть она не гостит, а станет полноправной хозяйкой в ваших домах! Такую любовь привлекает благочестивая жизнь. Нужно самим стать ближе к ней и довериться во всем Господу!
 
Беседовала Татьяна ШИМКО
 
Поделиться с друзьями: