Проверьте ваш почтовый ящик! Check your mailbox!
Сегодня

19 ноября: преподобного Варлаама Хутынского ...

Содержание
Главная Nota Bene! Задать вопрос священнику Словарь Православия Фотогалерея История Церкви Сестринское служение Иконы Богородицы Память угодников Божиих
Дарога да святыняў Ютубканал
Архив Dei Verbo Контакты

11 сентября Церковь вспоминает трагическое событие усекновения главы Иоанна Предтечи


Иоанн Креститель11 сентября Православная Церковь вспоминает трагическое событие усекновения главы славного пророка Иоанна Предтечи — святого, который проповедовал о пришествие Мессии и крестил Христа Спасителя, о ком архимандрит Иоанн Крестьянкин говорил: «Всё в его жизни необычно, всё — предначертание новых духовных ценностей, выходящих за рамки Ветхого Завета. Он весь и во всём — Предтеча Того, Кто есть Путь, Истина и Жизнь на вечность, — Христа Спасителя, Сына Божия»…
 
Вехи удивительной судьбы
 
Иоанну Крестителю, по свидетельству Христа, лучшему из людей и большему из всех пророков, — суждено было родиться в годы царствования Ирода Великого. По приказу жестокого правителя в те времена убивались младенцы. Поэтому Предтеча был вынужден скрываться вместе со своей матерью в пустыне. Рос и воспитывался Иоанн в отшельничестве. В Евангелии указано, что питался пророк лишь диким мёдом и акридами.
 
Удивительно: когда он в возрасте 30-ти лет вышел на проповедь, за ним потянулось огромное количество людей. Он был настолько общественно значимой и почитаемой личностью, что попал не только в иудейские, но и в римские, сирийские хроники. (Таковым он остаётся и спустя две тысячи лет для нас, современников.) Иоанн Креститель — первый из людей, созерцавший тайну Триединого Бога. Вспомните сказанное в Нагорной проповеди: «Чистые сердцем Бога узрят». Таким чистым сердцем человеком и был пророк покаяния Иоанн Предтеча, удостоенный видеть Сына Божиего. «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас, с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Мф. 3: 16-17).
 
Последняя веха удивительной судьбы великого святого — это конец его земной жизни, когда он пострадал за правду. После мученической кончины Иоанна Крестителя его ученики присоединились к ученикам Христа, чтобы, как говорил их учитель, «Царствие Божие стяжать покаянными делами».
 
Почему был обезглавлен лучший из людей?
 
Об этом мы беседуем с клириком кафедрального Свято-Духова собора иереем Димитрием Варламовым.
 
Иерей Димитрий Варламов
 
— Ирод Антипа являлся человеком любопытным, ищущим. Главная его проблема заключалась в том, что, имея власть и деньги, он был одержим блудной страстью и находился в сожительстве с женой своего брата Филиппа. Именно на этот грех ему указывал в своих обличениях святой Иоанн Предтеча. Царь Ирод, не желая что-то менять в своей жизни, заключил пророка в темницу, но убивать его не решался; «зная, что он муж праведный и святой… берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его» (Мк. 6: 20). Но во время празднования дня рождения Ирода, на котором собралось много знатных особ, произошла кровавая трагедия. По обычаю, хозяин торжества в конце пира должен был устроить незабываемое зрелище, чтобы приятно порадовать гостей. Этим и воспользовалась любовница царя Иродиада, послав свою дочь Саломею в пиршественный зал. Танец красавицы настолько разгорячил гостей и виновника торжества, что он пообещал танцовщице выполнить любую её просьбу. По подсказке матери, Саломея попросила голову Иоанна Крестителя. Ирод Антипа удивился такой просьбе. Но он при всех дал слово, взять которое обратно уже не мог; это ущемило бы его гордыню и очернило царскую репутацию. Иродиада торжествовала, ведь ей больше не придётся слушать обличения святого пророка Иоанна в прелюбодеянии, и она будет продолжать царствовать. Существует предание, что, когда внесли на подносе мёртвую голову Крестителя, она повторила для царя и присутствующих громко и внятно: «Не должно тебе иметь жену брата твоего». Конечно, такое свидетельство мёртвого пророка оказалось более значимым, чем все наставления, данные Иоанном при жизни Ироду Антипе. Вообще, взаимоотношения между Иродом и Иоанном Крестителем ярко отображают взаимоотношения между миром, который лежит во зле, и миром веры. Как часто мы сегодня в угоду собственным амбициям, карьере, общественному мнению отрекаемся от веры и Церкви Христовой!
 
Он сподобился мученической кончины
 
— А что стало с теми, кто умертвил пророка?
 
— У них жизнь не сложилась. По преданию, за своё злодеяние Ирод в 38-м году по Рождеству Христову получил возмездие: его войска были разбиты Арефою, выступившим против него за бесчестие дочери, которую Антипа покинул ради Иродиады, а в 39-м Калигула послал Ирода в заточение. Иродиада погибла в несчастном случае, будучи обезглавленной каким-то мистическим образом. Саломея случайно провалилась под лёд, и лёд сверхъестественным образом перерезал ей шею и обезглавил.
 
В назидание потомкам
 
— Отец Димитрий, почему это праздник, ведь мы вспоминаем скорбные события?
 
— Да, с одной стороны, это — трагедия, с другой — путь, которым святой пророк Иоанн перешёл в иной мир, спустился в ад, где, как учит Церковь, «да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие». Он сподобился мученической кончины в результате служения, направленного на открытие  людям воли Божией. Для человека, живущего верой, лучшего и пожелать нельзя. Его убивают за веру, когда не могут прельстить, запугать, сломить, переубедить, заставить подчиниться и отказаться от убеждений. И мучители, признавая свои поражение и бессилие, не могущие надругаться над душой святого, уничтожают его тело. Мученика в греческой традиции называют «мартирос», что переводится как «свидетель», который в страданиях, укрепляемый Божией благодатью, свидетельствует об истине своего исповедования, вере в Бога и жизнь вечную. Мученики-свидетели — всегда победители. Иоанн Креститель был именно таким.
 
«Не должно тебе иметь жену брата твоего»
 
А на вопрос, почему мы ПРАЗДНУЕМ этот скорбный день, отвечу словами владыки Антония Сурожского: «Сегодня мы празднуем день усекновения… Слово «праздновать» мы привыкли понимать как радость, но оно же значит «оставаться без дела», а без дела можно оставаться, потому что захлестнёт душу радость, и уже дела нет до обычных дел, а может это случиться потому, что руки опустились от горя или от ужаса. Таков сегодняшний праздник».
 
— Батюшка, чему нас научает праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи, который Церковь с недавних пор отмечает днём трезвости?
 
— День Усекновения главы Иоанна Предтечи — день строгого поста. Проводя его в воздержании, переживая евангельские события вместе с Церковью, каждый человек призывается переосмыслить свою жизнь, принести покаяние в грехах гордости, невоздержания, властолюбия, похоти. Он установлен как день трезвости Святейшим Синодом ещё до революции, и постановления этого никто не отменял. Более ста лет назад наш народ уже осознал, что пьянство — великое бедствие для народа. Именно тогда появились общества трезвости. В числе церковных деятелей того времени, кто понимал пагубность винопития, был великий святой Русской Церкви праведный Иоанн Кронштадтский.
 
Описываемая в Евангелии кровавая драма говорит о том, что чрезмерное увлечение алкоголем, шумные гуляния с плясками полуобнажённых женщин и трезвомыслие — несовместимы; нельзя в пьяном угаре давать поспешные клятвы и обещания, злоупотребляя властью из человекоугодия перед такими же власть имущими, бездумно распоряжаться судьбами людей. От пьянства рождаются убийства, от обилия вина — блуд и прочие несчастья. Сегодня 80 процентов преступлений совершается в состоянии алкогольного опьянения. Пирушки заканчиваются кровопролитием и убийством из-за злоупотребления спиртным и в угоду страстным желаниям, как было и тогда, на пиру Ирода. Вот почему важно сохранять трезвость ума и тела, чтобы избежать лютых и страшных грехов.
 
События усекновения главы пророка Иоанна призывают нас к покаянию. И каждому, желающему сердцем пережить это чувство, надлежит вспомнить назидание святого пророка: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное… сотворите плод достойный покаяния», — творите добрые дела, которые, как результат нашего обращения от греха к праведности, могут изменить нашу жизнь здесь, на земле, и даровать жизнь вечную.
 
Праздник нас учит стойкости в вере, послушанию истине и каждодневному преображению нашей жизни. И это искренне верующему человеку всегда приносит огромную радость.
 
Татьяна СОКОЛОВИЧ


Читать другие новости >>
Поделиться с друзьями:
Подписка на журнал "Врата Небесные"