Проверьте ваш почтовый ящик! Check your mailbox!
Cегодня

23 июня: обретение мощей святителя Василия, епископа Рязанского (1609); Собор Рязанских святых. ...

Содержание
Главная Nota Bene! Задать вопрос священнику Словарь Православия Фотогалерея История Церкви Сестринское служение Иконы Богородицы Память угодников Божиих
Дарога да святыняў Ютубканал
Архив Dei Verbo Контакты
Рекомендуем


О духовной поэзии


Люди разных возрастов и профессий стремятся писать стихи о Боге
 
Люди разных возрастов и профессий стремятся писать стихи о Боге, о вере, горят желанием выразить радость сокровенных переживаний или покаяние словом не обыденным, а возвышенным — поэтическим. И это понятно. Ведь всякая церковная молитва, псалом, акафист есть возвышенная поэзия, песнь Богу: «Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь» (Пс. 145: 2). Человек — сотворец Бога, призванный быть соучастником в Его делах. Об этом говорит Священное Писание. И каждому из нас даны Творцом таланты, которые, как известно, нельзя «зарывать в землю».
 
Однако не всегда стоит высылать свои сочинения в церковные СМИ с просьбой их опубликовать. Не равно, не одинаково даёт Господь таланты, а каждому — «по его силе». Да и дары бывают разные: «Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями» (Еф. 4: 11). Не все могут писать стихи, сочинять музыку, красиво петь...
 
Поэту, как и всякому другому человеку, мы скажем прежде всего: созерцай 
Томас Карлейль, английский публицист и философ XIX века, писал: «Поэту, как и всякому другому человеку, мы скажем прежде всего: созерцай! Если ты не способен к этому, то… бесполезно упорствовать в подыскивании рифм, звонких и чувствительных окончаний... и называть себя поэтом». О каком созерцании здесь сказано? Созерцание — это духовное видение мира, жизни, себя, видение таинственного смысла всего, окружающего нас, личный духовный опыт, выношенный и выстраданный сердцем среди скорбей и радостей земного существования. Чтобы нагляднее и точнее пояснить, о чём идёт речь, приведу в пример момент созерцания, описанный святителем Игнатием (Брянчаниновым) в рассказе «Роса». Ранним солнечным утром, перед совершением Литургии, монах любуется росой около храма. И тут: «Как будто сказал ему кто: вот! — солнце всецело изображается в каждой смиренной, но чистой капле росы; так и Христос в каждой христианской православной церкви всецело присутствует и предлагается на священной трапезе. Он сообщает свет и жизнь причастникам Своим, которые, приобщившись Божественному Свету и Животу, сами делаются светом и жизнью; так капли росы, приняв на себя лучи солнца, начинают сами испускать лучи, подобные лучам солнечным. Если вещественное и тленное солнце, создание Создателя, стоившее Ему, чтоб прийти в бытие одного беструдного мановения Его воли, может в одно и то же время изобразиться в бесчисленных каплях воды, — почему ж Самому Создателю, всемогущему и вездесущему, не присутствовать всецело в одно и то же время Своею Пресвятою Плотию и Кровию, соединённым с ними Божеством, в бесчисленных храмах, где по Его велению и установлению призывается на хлеб и вино вседеятельный, всесвятой Дух для совершения величайшего, спасительнейшего, непостижимейшего таинства?»
 
Слово Божие зовёт нас, являя свою любовь 
К сожалению, большинство рифмованных строк, претендующих называться духовной поэзией, не несут в себе духа созерцания. Но чтобы в стихах появилось духовное содержание, недостаточно зарифмовать в определённом ритме прописные истины и очевидные факты. Их лучше выразить обычным языком, а не поэтическим! Морализация, поучение, назидание в стихах не воспринимаются, а вызывают неприятие. Душа не терпит насилия! Архиепископ Иоанн (Шаховской): «Таинственное вразумление — самое острое, «рассекающее» человека... Мы ищем убеждения, не насилующего нашей свободы... Слово Божие (хотя бы и в слове человеческом) — зовёт нас, являя свою любовь».
 
Поэзия не должна быть средством насилия. Содержание искусства, художественность произведения держится на том волшебном «чуть-чуть», едва уловимом намёке, недосказанности, предоставляющей читающему свободу почувствовать, уловить сокровенную мысль стиха, самому дойти до созерцания, которое посетило поэта. Можно сказать «мир несовершенен», а можно — как Зинаида Гиппиус:
 
Всегда чего-нибудь нет,
Чего-нибудь слишком много,
На всё как бы есть ответ,
Но без последнего слога.
 
А вот что писал русский религиозный философ Иван Ильин: «В художественном (как и во всяком духовном) творчестве человека есть две функции, две способности, которыми люди бывают одарены не в равной мере: способность творческого созерцания и способность лёгкого и быстрого проявления, или, если угодно, удачного, яркого, меткого, может быть, приятного или сладостного выражения (таланта — Е. Н.)».
 
Талантливый человек способен ярко, сильно, красочно облечь в стихотворную форму евангельские события, житие святого, катехизис... Но стоит ли это делать, если привычные тексты хорошо доносят до нас содержание написанного? Предназначение и смысл поэзии, думается, состоит в другом: «Художественное искусство возникает только из сочетания двух сил: силы духовно-созерцающей и силы, верно воображающей и изображающей увиденное» (И. Ильин).
 
И чешется у вас рука по пустякам 
Стихотворные сочинения верующих авторов, присылаемые в редакции сайтов, газет и журналов, к сожалению, редко радуют красотой формы. Очень много слабых, незрелых, недоработанных строк, где не выдерживается ритм стиха, приблизительны (или вообще отсутствуют) рифмы, используются неграмотные выражения, надуманное глубокомыслие. В поэзии нельзя пренебрегать правилами жанра. Да и мелодичность и благозвучие стиха крайне важны для его содержания.
 
Часто приходится слышать, что автор, ранее не писавший стихов, вдруг (часто на склоне лет) «сподобляется» этого дара — то ли после «усиленной» молитвы, то ли по «особой милости Божией» к нему. Но разве не нам сказано: «Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4: 1)? А вот нелицеприятное слово великого А. Пушкина, адресованное всем, дерзающим назваться поэтом:
 
О вы, которые, восчувствовав отвагу,
Хватаете перо, мараете бумагу,
Тисненью предавать труды свои спеша,
Постойте! Наперёд узнайте, чем душа
У вас исполнена — прямым ли вдохновеньем,
Иль необузданным одним поползновеньем,
И чешется у вас рука по пустякам,
Иль вам не верят в долг, а деньги нужны вам?..
 
«Естественно и понятно, что у талантливых людей обнаруживается творческое “поползновение”, что у них, по выражению Пушкина, “чешется рука” и вспыхивает “отвага”. Но беда в том, что они не умеют или не хотят “обуздывать” своё “поползновение” и не понимают, что “пустяков” не следует предавать “тиснению”» (И. Ильин).
 
Александр Пушкин 
Труд, понятно, необходим в любом виде творчества; но лишь соединение Богом данного таланта с трудами и муками творчества рождает подлинную поэзию. Даже гениальные поэты не становились таковыми сразу. Как писал И. Ильин: «У Лермонтова сила созерцания просыпается задолго до того, как созрел его литературный талант; отсюда это множество слабых детских стихотворений, которые, несмотря на сверкающее в них прозрение, производят иногда впечатление сущей бесталанности... Напротив, у Пушкина сила поэтического таланта опережает по времени силу творческого созерцания; и радостно следить за тем, как лёгкая прелесть его раннего стиха зреет и совершенствуется до неслыханной на земле мощи, до невиданной на земле окрылённости, отвечая на требования всё более насыщающего её гениального видения».
 
Итак, творческая личность: не спеши. Не торопись высказать то, что чувствуешь. Выноси, выстрадай своё слово. Пристально всмотрись в него, прежде чем поделиться с людьми. Без саможаления, смиряя своё тщеславие, ищи людей, которые трезво и со знанием дела смогут судить о твоих сочинениях. Мужественно выслушай их замечания и — исправляй, переделывай, совершенствуйся. И читай не только стихи признанных мастеров поэзии, но и статьи мыслителей и философов. Того же Ивана Ильина: «Каждый человек, творящий в искусстве, призван растить и беречь силу своего созерцания. В этом он нуждается прежде всего и больше всего: ибо ни пустой талант, ни пустая техника — художественности не создадут. Напротив, даже малоталантливый и технически неумелый художник, если он имеет силу созерцания хотя бы с “горчичное зерно”, может создать художественное произведение, и даже не одно. И… каждый художник должен отыскать в себе тлеющий уголь (или же целое пламя) этого дара и предаться ему: из этого огня и должен звучать его голос, подобно тому голосу, который слышал некогда Моисей из неопалимой купины».
 
Не часто к нам слетает вдохновенье,
И краткий миг в душе оно горит;
Но этот миг любимец муз ценит,
Как мученик — с землёю разлученье.
(Антон Дельвиг)
 
Не часто к нам слетает вдохновенье 
Елена НАСЛЕДЫШЕВА
Поделиться с друзьями:
Подписка на журнал "Врата Небесные"