Проверьте ваш почтовый ящик! Check your mailbox!
Cегодня

20 июля: преподобного Фомы, иже в Малеи (X); преподобного Акакия (VI). ...

Содержание
Главная Nota Bene! Задать вопрос священнику Словарь Православия Фотогалерея История Церкви Сестринское служение Иконы Богородицы Память угодников Божиих
Дарога да святыняў Ютубканал
Архив Dei Verbo Контакты
Рекомендуем


«Ну, ты и эгоист…»


Ну, ты и эгоист
 
Как бы ни было грустно взглянуть правде в глаза, но в большинстве своём мы эгоисты; и живём по принципу: себе угодить, себя любить. Оттого, наверное, с непринуждённостью шагаем по головам ближних… Да ещё и обижаемся, когда в свой адрес слышим: «Ну, ты и эгоист…» О пороке, который приносит немало проблем и страданий, мы говорим сегодня с настоятелем Свято-Николького храма агрогородка Телуша Бобруйского района протоиереем Сергием Ивановым.
 
— Батюшка, что такое эгоизм? Действительно ли, как утверждал Кант, это грех, из которого берут начало все остальные?
 
— Эгоизм — это себялюбие, самовосхваление, действие, направленное на самоуслаждение. Таких «чистых» эгоистов на самом деле немного, потому что Боженька всё-таки скребётся в сердце и заставляет человека подумать: прав я или нет. По своей природе люди не злые, они совершают плохие поступки не ради зла, а чтобы сделать себе хорошо, ублажить себя любимого. Потому наше «я» и является основанием всякого зла. Наверняка кто-то спросит, а как же садисты, разве они не творят зло ради зла? Нет, они причиняют страдания другим ради собственного удовольствия, зло для них — добро… Ими управляет жестокость — один из самых тяжких пороков. Здесь напрочь отсутствует благодать Божия.
 
Ну, ты и эгоист 
— Отец Сергий, Евангелие учит нас «возлюбить ближнего, как самого себя». Получается, что любить себя — совсем не плохо, даже, наоборот, хорошо и правильно?
 
— Да, как это ни парадоксально. Евангелие говорит о любви к себе настоящему, к тому человеку, каким он должен быть по замыслу Божиему. Совершенствуясь во Христе, мы «правильно» себя любим. Когда мы на самом деле стараемся жить по-христиански, то видим, что у нас это получается плохо. Вот тут и появляется напряжение между тем, какой я есть, и каким хочу быть. В данном случае моя правильная любовь к себе не может не выражаться в подвиге: преодоления себя, понуждения себя, постоянной жажде присутствия Господа. Искание Бога — не просто чудо духовного плана, а каждодневный поиск опоры в жизни. Как писал известный русский философ Алексей Лосев, «Религия есть утверждение личности в вечности».
 
— То есть, если я правильно поняла, с Божией помощью человек в любом деле может добиться максимального совершенства?
 
— Причём даже в профессии, которая, казалось бы, не имеет никакого отношения к религиозности. Но каждый случай индивидуален. Очень часто Господь открывается профессионалам своего дела. Задача человека — увидеть здесь Бога. Если рассматривать христианство как борьбу за любовь, то становится понятно, что всегда есть маркер отношений — окружающие люди. Рядом с тобой есть ближний, который постоянно посылает тебе знаки: «Мне с тобой хорошо» или «Мне неприятно находиться с тобой рядом». Знаете, такие маркеры (точные индикаторы нашего реального состояния) спасают нас от огромного количества огорчений на почве богоискательства.
 
Евангелие говорит о любви к себе настоящему 
— А правда, что человек, умеющий верно думать о себе, вовремя позаботиться об отдыхе и уединении, полезном труде, более успешно поможет другому человеку позаботиться о себе?
 
— И Христос отдыхал, правда ведь?! Разумный отдых для плоти и мозгов должен быть обязательно. Но это вовсе не эгоизм. Человек, отдохнувший разумно, как бы подзарядился, назавтра он готов горы свернуть, принести больше пользы обществу.
 
— Такое поведение может стать примером для эгоиста?
 
— Конечно. Но страдать трудоголизмом тоже не следует. Когда человек денно и нощно горит на работе, то и сгорает быстро. Иной на него посмотрит и хмыкнет: мол, зачем такие жертвы, ведь жизнь короткая? Трудиться, конечно, надо, но и следует вспоминать, как взлетает птица. Чтобы оторваться от земли, ей нужно одновременно взмахнуть обоими крыльями. Так и человек должен взмахнуть двумя крылами, одно из которых — труд, а второе — молитва. Иначе говоря, у него должны быть телесная, материальная, и духовная жизни, уравновешенные между собой. На одном крыле человек не взлетит.
 
С одной стороны, нужно помнить о том, что ты не один на белом свете, и должен трудиться не только для себя, но и на благо всех. С другой стороны, откуда-то надо черпать силы; а это духовная сторона человека, помогающая определиться, внутренне правильно выстроить свои отношения и с Богом, и с Церковью, и с семьёй, и с коллективом. Духовность — второе крыло человека.
 
Духовность — второе крыло человека 
— Отец Сергий, почему тот, кого обвиняют в эгоизме, может оказаться истинным альтруистом?
 
— Люди постоянно пытаются подменить понятие духовности нравственными понятиями; но это — разные вещи. Часто приходится слышать: вот, мол, человек хороший, добродетельный, добрый, — только в церковь не ходит. Спасётся он или нет?.. Коммунисты тоже имели высокий нравственный кодекс и старались ему следовать, однако были гонителями духовного — Церкви Божией. Это — альтруизм ради себя одного, который питает тщеславие и гордость. Мы же не видим внутреннего мира того самого «хорошего» человека. Окружающие лишь наблюдают его внешние добронравные поступки, а внутри него может жить настоящий бес. Вспомните фарисеев: казалось бы, высоконравственные люди, добрые поступки совершали, а потом Христа распяли…
 
Люди постоянно пытаются подменить понятие духовности 
Сегодня необходимо людей информировать об их предназначении в земном мире, объяснять, что смысл и цель жизни — не в карьерном росте и достижении материальных благ. Как сказал Святейший Патриарх Кирилл: «Господь создал нас и вложил в нас совершенно особую программу духовного совершенствования личности, которая реализуется только тогда, когда мы взаимодействуем с другими, когда мы делимся собственными ресурсами и возможностями с другими людьми. И если человек нарушает эту Божественную программу, этот Божественный закон и думает, что, живя иначе и обращая всё себе на пользу, он достигает благополучия, то это глубочайшее заблуждение. Можно иметь много денег, но быть глубоко несчастным человеком, потому что счастье — от Бога».
 
Как важно всем нам сегодня понять и принять: смысл жизни — в Боге, в стяжании Духа Святого, объединении себя с Господом!
 
— Батюшка, можно ли избавиться от эгоизма — источника проблем и страданий?
 
— Путь показан. В наше время много литературы, храмы открыты и священники доступны. Средств, чтобы пробудиться, — немало; другое дело, хочет ли этого сам человек. Народ нынче «нежный» пошёл: слова не скажи, сразу в позу становится, глядишь, и драться начнёт. Убеждение словом не всегда приносит здравые плоды. И не потому, что в некоей мере это насилие над сознанием; просто тот, кто говорит, сам не спешит выполнять сказанное. Да и мы, выслушав назидание, как правило, противимся: не дури нам голову, на себя посмотри!
 
Человече, прав ли ты? 
Больше благодеяния окажем человеку, если помолимся за него. Господь на сердце человека будет внутренне воздействовать, говорить ему: «Человече, прав ли ты?.. Может, засомневайся… в церковь сходи, сколько раз пытался, так пора уже. Жене доброе слово скажи, она заждалась твоей любви». Когда мы молимся за человека, Господь входит в сердце и побуждает его измениться. Он начинает подвиги совершать. Ведь что такое подвиг… Подвинуться в сторону Спасения. Это вовсе не означает — под танки бросаться. Ты сначала себя победи. Нужно каждый день до крови стирать в себе эгоизм, даже в мелочах. Садишься за стол — не бери себе самый большой кусок. Стоишь в очереди — позаботься о ближнем, пропусти вперёд пожилого человека, инвалида, беременную. Едешь в транспорте — подними свои телеса ради старика, немощного, женщины с ребёнком, а не сиди, уткнувшись в гаджет. Если не предпримешь малых усилий к совершению подвига, то душа и тело очень скоро, образно говоря, заплывут жиром.
 
Каждый день ищите возможность преодолеть себя, смирить себя, служить ближнему своему. Это единственный путь к счастью.
 
Садишься за стол — не бери себе самый большой кусок 
Беседовала Татьяна СОКОЛОВИЧ
Поделиться с друзьями:
Подписка на журнал "Врата Небесные"