Проверьте ваш почтовый ящик! Check your mailbox!
Сегодня

...

Содержание
Главная Nota Bene! Читаем Евангелие Библиотека православная Аудиоматериалы Искусство с мыслью о Боге Для детей и родителей "Врата Небесные" Задать вопрос священнику Словарь Православия Фотогалерея
История Церкви Сестринское служение Иконы Богородицы Память угодников Божиих
Дарога да святыняў Ютубканал
Архив Dei Verbo Контакты «Поддержите наш проект!»


Диаконисса Олимпиада


7 августа — день память святой диакониссы Олимпиады
 
В церковном календаре упоминается несколько святых жён, которые носят непривычное для слуха современного церковного человека звание — диакониссы. Святая Олимпиада — одна из них, её память празднуется 7 августа.
 
Святая Олимпиада диаконисса была дочерью сенатора Анисия Секунда 
Святая Олимпиада диаконисса была дочерью сенатора Анисия Секунда и внучкой по матери знаменитого епарха Евлалия (упоминается в сказании о чудесах святителя Николая). Когда Олимпиада была ещё совсем юной, родители обручили её с благородным юношей. Брак должен был состояться по достижении святой совершеннолетия. Однако жених вскоре умер, а Олимпиада не пожелала вступать в брак и предпочла девственную жизнь. После смерти родителей она стала наследницей большого состояния, которое начала раздавать щедрой рукой всем нуждавшимся: нищим, сиротам, вдовам; большие средства посылала в церкви, монастыри, больницы, приюты для убогих и странников. Имение своё она не считала своим, а Божиим, и раздавала его не только добрым людям, но и врагам.
 
Святой патриарх Нектарий (381–397) назначил святую Олимпиаду диакониссой. Своё служение блаженная проходила честно и непорочно, служа всем с великою любовью. Много помогала она приезжавшим в Царьград святителям Амфилохию, епископу Иконийскому, Онисиму Понтийскому, Григорию Богослову, Петру Севастийскому, брату Василия Великого, Епифанию Кипрскому.
 
Святитель Иоанн Златоуст высоко ценил святую Олимпиаду и оказывал ей своё расположение и духовную любовь. Когда ни в чём не повинного архиепископа Константинополя несправедливо изгнали, святая Олимпиада вместе с другими диакониссами глубоко переживала это. Выходя в последний раз из церкви, святитель Иоанн Златоуст позвал святую Олимпиаду и диаконисс Пентадию, Проклию и Сальвину и сказал им, что вряд ли они ещё увидят его. Он просил их не оставлять церковь и повиноваться епископу, который будет назначен вместо него.
 
Патриарх Александрийский Феофил (385–412), прежде неоднократно пользовавшийся щедростью святой Олимпиады, ополчился против неё за преданность святителю Иоанну и за то, что она приняла и кормила пришедших в Царьград иноков, которых патриарх изгнал из египетской пустыни. Он возводил на неё несправедливые обвинения и старался опорочить её святую жизнь.
 
После изгнания святителя Иоанна Златоуста загорелась константинопольская церковь Святой Софии и вслед за ней выгорела большая часть города. Всех сторонников архиепископа Иоанна стали подозревать в поджоге и вызывали на допрос. Тогда же пострадала и святая Олимпиада. Её вызывали в суд, сурово допрашивали и, хотя не имели никаких улик, вынесли приговор — уплатить большую сумму за поджог, в котором она не была виновна. После этого святая покинула Царьград и отправилась в Кизик (на Мраморном море). Однако враги не прекратили свои преследования: в 405 году Олимпиаду осудили на заточение в Никомидии, где святая претерпела много горя и лишений. Святитель Иоанн Златоуст из своего изгнания писал ей, утешая в скорби. В 409 году диаконисса Олимпиада скончалась в заточении.
 
Она явилась во сне Никомидийскому епископу и повелела положить тело её в деревянный ковчег и бросить в море: «Куда волны вынесут ковчег, там да будет погребено оно», — сказала святая. Епископ выполнил повеление святой Олимпиады. Ковчег прибило волнами к месту, называемому Врохти, близ Царьграда. Жители, извещённые об этом от Бога, вышли на берег, приняли святые мощи блаженной Олимпиады и положили их в церкви святого апостола Фомы. Впоследствии во время набегов варваров церковь была сожжена, но мощи сохранились и при патриархе Сергии (610–638) были перенесены в Константинополь и положены в девичьем монастыре, основанном святой Олимпиадой. От мощей её совершались чудеса и подавались исцеления.
 
Их было немало 
Их было немало
 
Кроме Олимпиады Константинопольской к лику святых причислены диакониссы древней Церкви: Фива Кенхрейская (Коринфская); Татьяна Римская мученица; Нонна Назианзская, мать святителя Григория Богослова; Ксения Миласская, преподобная; блаженная Феозва, родная сестра святых Василия Великого, Григория Нисского и Петра, епископа Севастийского; Домника Константинопольская, игуменья.
 
Последнее письмо святителя Иоанна Златоуста к Олимпиаде
 
Ничего странного и неестественного не случилось с твоим благочестием, — напротив, вполне естественно и так и следовало быть, что силы души стали у тебя крепче, вследствие непрерывно следующих друг за другом испытаний, и ты приобрела больше рвения и силы к состязаниям, а отсюда и большое удовольствие. Такова уж природа страдания: когда оно нападает на душу благородную и полную силы, оно обыкновенно производит это. И подобно тому, как огонь делает золото более чистым, когда соединится с ним, так и страдание, нападая на золотые души, делает их более чистыми и испытанными. Потому и Павел говорил: скорбь терпение соделовает, терпение же искусство (см. Рим. 5: 3-4).
 
Поэтому и мы ликуем и радуемся, и от такого твоего мужества получаем величайшее утешение в этом одиночестве. Поэтому, хотя бы окружили тебя бесчисленные волки и многие толпы злобствующих, мы нисколько не боимся, но молимся, чтобы исчезли и настоящие испытания и другие не приключились, исполняя Господень закон, повелевающий молиться о том, чтобы не войти в искушение (см. Мф. 26: 41); если же попущено будет им снова случиться, то мы спокойны за твою золотую душу, которая собирает себе и отсюда величайшее богатство.
 
Чем, в самом деле, будут в состоянии испугать тебя те, кто отваживается на всё на свою же голову? Убытком имущества? Но я хорошо знаю, что это для тебя пепел и считается ничтожнее всякой грязи. Изгнанием из отечества и дома? Но ты умеешь и в больших, и многолюдных городах жить как бы в пустынях, всё время будучи предана тишине и спокойствию, и поправши житейскую мишуру. Они угрожают смертью? Но ты и в этом предупредила их, так как в продолжение всего времени заботилась об этом, и если они повлекут тебя на убиение, то повлекут на него мёртвое тело. Зачем нужно много говорить? Никто не будет в состоянии сделать тебе ничего такого, чего бы он не нашёл давно уже в совершенстве перенесенным тобою, потому что во всём этом ты наупражнялась, всегда идя тесным и узким путём.
 
Научившись в таких упражнениях этому прекраснейшему знанию, ты явилась блистательнее теперь во время состязаний, не только нисколько не смущаясь случающимся, но и окрыляясь радостью, ликуя и торжествуя. К чему приучилась ты путём упражнения, состязаниями, в том и занимаешься ты теперь с большою лёгкостью, в женском теле, более слабом, чем паутины, с большим смехом попирая бешенство мужей, полных сил и точащих на тебя зубы, и будучи готова претерпеть больше, чем они готовят. Блаженна ты и трижды блаженна ради проистекающих отсюда венцов, а вернее, и ради самых состязаний.
 
А такова природа этих состязаний, что они и прежде наград, на самых местах, для них назначенных, имеют и вознаграждения, и воздаяния, удовольствие, которым ты теперь наслаждаешься, радость, мужество, твёрдость, терпение, равно как и то, что ты непреодолима, непокорима, выше всего, что ты так обучила себя упражнениями, что не можешь потерпеть ни от кого ничего ужасного, что ты в такие бури стоишь на скале, и в бушующем море носишься при попутном ветре с полным спокойствием. Таковы награды за мучение в здешней жизни и прежде Царства Небесного. Я знаю, да, знаю, что теперь ты, окрыляемая радостью, даже не думаешь, что облечена телом, но если потребует время, совлечёшь его с себя легче, чем другие одежды, в которые оно одето. Итак, радуйся и веселись и за себя, и за тех, которые умерли блаженной смертью, не на ложе и не в доме, а в темницах, узах и муках. Скорби же и проливай слезы только за тех, кто делает это, потому что и это достойно твоего любомудрия…
 
Подготовила Елена НАСЛЕДЫШЕВА
07.08.2019



к содержанию ↑
Рассказать друзьям:

Друзья!



Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект.
Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога,  может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами.


Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея.