Проверьте ваш почтовый ящик! Check your mailbox!
Сегодня

16 июля: перенесение мощей святителя Филиппа, Митрополита Московского, всея России чудотворца (1652). ...

Содержание
Главная Nota Bene! Задать вопрос священнику Словарь Православия Фотогалерея История Церкви Сестринское служение Иконы Богородицы Память угодников Божиих
Дарога да святыняў Ютубканал
Архив Dei Verbo Контакты
Рекомендуем


Апрель Православный


Третье воскресенье Великого поста (в 2019 году оно выпадает на 31 марта) и последующая за ним седмица называются Крестопоклонными, так как в этот период Церковь прославляет святой Крест и духовные плоды Крестной смерти Спасителя…
 
В течение всей седмицы до пятницы включительно (в 2019 году она выпадает на 5 апреля) святой Крест находится в середине храма для поклонения верующих. При поклонении Кресту Церковь поёт: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Это благовестие о Кресте и поклонение ему утешительно напоминают нам о приближающемся светлом празднике Воскресения Христова.
 
Какие ещё праздники ждут нас в апреле — в обзоре месяцеслова.
 

7 апреля
Праздник Благовещения

 
Праздник Благовещения 
Праздник отмечается ровно за 9 месяцев до Рождества Христова. Посланный от Бога в город Назарет Архангел Гавриил явился в дом праведного Иосифа к Деве Марии и обратился к Ней со следующими словами: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты между жёнами». От этих слов Мария смутилась и подумала: «Что значит это приветствие?» Ангел же продолжал говорить: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, … и Царству Его не будет конца». Мария в недоумении спросила Ангела: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Гавриил же ответил Ей: «Дух Святой найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя (по преданию — двоюродная сестра, ред.), называемая неплодною, и она зачала сына (Иоанна Предтечу, ред.) в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не остаётся бессильным никакое слово». Тогда Мария со смирением сказала: «се, Раба Господня, да будет Мне по слову твоему». И Архангел Гавриил отошёл от Неё (см. Лк. 1, 26-38).
 
Предки наши считали этот день началом весны. Согласно народным поверьям, на Благовещение даже «и птица гнезда не вьёт», чествуя великий праздник.
 

Преподобного Иоанна Лествичника

 
Преподобный Иоанн Лествичник 
В этот же день совершаются богослужения четвёртой недели Великого поста, Церковь прославляет преподобного Иоанна Лествичника, автора книги «Лествица» (от ст.-слав. «лестница») (варианты — «Лествица рая», «Лествица райская», «Скрижали духовные»). В своём творении святой Иоанн обрисовал путь постепенного восхождения человека по лествице духовного совершенства. «Лествица» указывает 30 ступеней совершенства, по числу лет земной жизни Спасителя до начала его общественного служения.
 

13 апреля 
Похвала Пресвятой Богородицы

 
Похвала Пресвятой Богородицы 
Суббота носит в календаре название «Суббота Акафиста» или «Похвала Пресвятой Богородицы». На утрене поётся Акафист Пресвятой Богородице.
 

14 апреля 
Преподобной Марии Египетской

 
Преподобная Мария Египетская 
В 5-ю неделю Великого поста Церковь прославляет святую преподобную Марию Египетскую. Жизнь раскаявшейся блудницы научает нас тому, что никакие грехи и беззакония не могут быть непреодолимой преградой на пути человека к Богу, если только этот путь мы проходим в посте, молитве и искреннем покаянии.
 

20 апреля
Лазарева суббота

 
Воскрешение прведного Лазаря 
В субботу шестой седмицы Церковь воспоминает чудо воскрешения Господом Иисусом Христом Своего друга Лазаря. Тем самым Он проявил Свою Божественную силу и славу, уверил всех в будущем Своём Воскресении и общем нашем воскресении в день Суда Божия.
 
Именно за возвращение Лазаря в мир живых Христос был прославлен народом как долгожданный Спаситель и, во исполнение ветхозаветных пророчеств, торжественно въехал в Иерусалим. Такое народное прославление и привело иудейских первосвященников к окончательному решению погубить Христа, предать Его смерти.
 

21 апреля 
Вход Господень в Иерусалим

 
Вход Господень в Иерусалим 
Праздник восходит к глубокой древности и посвящён воспоминанию известного евангельского эпизода, когда Иисус явился в город для принятия страданий и крестной смерти.
 
Евангелист Иоанн пишет: «На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идёт в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!». Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: «Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле» (Ин. 12,12-15). А у евангелиста Луки читаем: «И, когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге. А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, всё множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они... И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! Запрети ученикам Твоим. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19, 36-40).
 
И мы, держа в руках первые распускающиеся весной ветви вербы, прославляем Спасителя как Победителя смерти. Отсюда происходит и второе название праздника — Вербное воскресенье.
 

22-27 апреля 
Страстная седмица

 
Страстная седмица 
Предпасхальная седмица посвящена воспоминанию о последних днях земной жизни Спасителя, Его страданиях на Кресте, смерти и погребении. По величию и важности этих событий каждый день недели называется святым и великим. Верующие проводят их в строгом воздержании, горячей молитве, в подвигах милосердия и благотворения.
 
В Великий Понедельник, который означает начало Страстей Христовых, на богослужении вспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф Прекрасный, из зависти проданный братьями в египетское рабство. Его страдания были прообразом мук Спасителя. В этот же день вспоминается иссушение Господом смоковницы, покрытой густой листвой, однако бесплодной. Она служила образом иудейских книжников и фарисеев, в которых, несмотря на их внешнюю набожность, Господь не нашёл добрых плодов веры и истинного благочестия.
 
В Великий Вторник Церковь вспоминает обличение Господом книжников и фарисеев, Его беседы и притчи, сказанные в этот день в Иерусалимском Храме: о подати кесарю, о воскресении мёртвых, о Страшном суде, о десяти девах.
 
В Великую Среду вспоминается женщина-грешница, которая омыла слезами и помазала драгоценным миром ноги Спасителя и тем самым приготовила Христа к погребению. Здесь Иуда своей фальшивой заботой о нищих выявил скрытое сребролюбие, а вечером решил изменить Христу, предать Его иудейским старейшинам за 30 сребреников.
 
В Великий Четверг на богослужении вспоминаются четыре значительных евангельских события, которые произошли в этот день: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Причащения, омовение Господом ног Своим ученикам в знак глубокого смирения и любви к ним, молитва Спасителя в Гефсиманском саду и предательство Иуды.
 
В Великую Пятницу вспоминаются осуждение Христа, крестные страдания и смерть Спасителя. На богослужении этого дня Церковь как бы ставит нас у подножия Креста Господня, с глубоким трепетом описывает спасительные Страсти Христовы. В Великую Пятницу, в конце вечернего богослужения совершается вынос Плащаницы с изображением Христа, положенного во гроб, после чего верующие прикладываются к ней и целуют. Тем самым вспоминается евангельский эпизод, о котором апостол Матфей пишет: «Когда же настал вечер, пришёл богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своём гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился» (Мф. 27, 57-60).
 
В Великую Субботу Церковь вспоминает погребение Иисуса Христа, нахождение Его тела во гробе, сошествие душою во ад для провозглашения там победы над смертью и освобождения душ, которые с верою ожидали Его пришествия, и введения распятого рядом с Иисусом разбойника, познавшего Господа, в рай.
 

28 апреля 
Воскресение Христово

 
Воскресение Христово 
Пасха является высочайшим, радостнейшим и торжественнейшим в ряду всех христианских праздников. «Такой праздник, что в этот день грешников в аду не мучат», — утверждает народная пословица.
 
На третий день после крестных страданий и смерти Иисус Христос силою Своего Божества ожил и воскрес из мёртвых. Его человеческое тело чудесным образом преобразилось, и Он вышел из гроба, не повредив печатей и не отвалив камня. Произошло это ночью, по прошествии субботы. Вдруг разразилось великое землетрясение, с небес сошёл ангел Господень и отвалил камень от гроба. Воины, стоявшие там на страже, в страхе разбежались. Тогда же, на рассвете, жёны-мироносицы пришли ко гробу, чтобы помазать тело Иисуса приготовленными ароматами. У входа на отваленном камне сидел ангел, который и объявил им о Воскресении Христа. В этот же день Иисус являлся Марии Магдалине, другим жёнам-мироносицам и апостолам. Однако прежде всего, как свидетельствует церковное предание, Он обрадовал свою Пресвятую Матерь, возвестив Ей о Своём Воскресении через ангела.
 
Воскресением Господа нашего Иисуса Христа из мёртвых завершился Богочеловеческий подвиг спасения, воссоздания человека, совершилась победа над грехом и его последствием — смертью. Именно поэтому так восторженна душа христианина в день Святой Пасхи, Божественной славе Воскресшего Господа соответствует особенная торжественность богослужения. С древнейших, апостольских времён Церковь совершает пасхальное богослужение ночью.
 
Согласно постановлению Первого Вселенского собора, Пасха празднуется в первый воскресный день после весеннего равноденствия и первого мартовского полнолуния (и всегда после иудейской пасхи). Разница во времени (иногда весьма значительная) в праздновании Пасхи между православными и инославными объясняется тем, что Православная Церковь придерживается в своём обиходе древнего Юлианского календаря (именно по нему протекала земная жизнь Иисуса Христа), а западные христиане — Григорианского (по имени папы Григория XIII), введённого в XVI веке. Главным аргументом в пользу Юлианского календаря является ежегодное схождение благодатного огня на Гроб Господень— явное чудо, которое происходит при многотысячном стечении паломников в Великую Субботу (канун Пасхи) именно по Юлианскому календарю. И даётся этот огонь только в руки православного Иерусалимского Патриарха.
 
Пасха Христова…Завершился долгий семинедельный, отличающийся особой строгостью и усиленной молитвой, Великий пост. На столе появляются красные пасхальные яйца.
 
Именно в яйце, скрывающем жизнь птенца, наши предки могли видеть наглядное изображение Живоносного Гроба и Воскресения Христова. С другой стороны, пасхальное яйцо своим красным цветом напоминает нам ту бесценную кровь Спасителя, которой исходатайствовано спасение наших душ.
 
Согласно церковному преданию, по вознесении Христа на Небо святая Мария Магдалина пришла в Рим для проповеди и, представ перед императором Тиверием, поднесла ему красное яйцо со словами: «Христос воскресе!». Впоследствии употребление крашеных яиц стало всеобщим христианским обычаем.
 
В течение Светлой седмицы отменяется пост в среду и пятницу. В конце Пасхальной Литургии происходит освящение артоса (греч. — хлеб). Это просфора больших размеров с изображением Креста или Воскресения Христова. В субботу Светлой седмицы артос раздробляется после соответствующей молитвы и раздаётся верующим как великая святыня. Его употребляют вместе с крещенской водой люди, по каким-либо причинам лишённые возможности причащаться Святых Тела и Крови Христовых.
 
По словам преподобного Симеона Нового Богослова, «славное Воскресение Христово есть собственное наше воскресение, которое мысленно совершается и проявляется в нас, умерщвлённых грехом, через Воскресение Христово; как гласит и песнь церковная, которую мы часто поём: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному».
 

Протоирей Павел БОЯНКОВ
01.04.2019

Поделиться с друзьями:
Подписка на журнал "Врата Небесные"