Проверьте ваш почтовый ящик! Check your mailbox!
Cегодня

20 июля: преподобного Фомы, иже в Малеи (X); преподобного Акакия (VI). ...

Содержание
Главная Nota Bene! Задать вопрос священнику Словарь Православия Фотогалерея История Церкви Сестринское служение Иконы Богородицы Память угодников Божиих
Дарога да святыняў Ютубканал
Архив Dei Verbo Контакты
Рекомендуем


Апостол для глухих


Вот уже пять лет в Курске действует (под небесным покровительством святых Петра и Февронии Муромских) община глухих и слабослышащих людей. Земным покровителем общины можно назвать клирика Свято-Троицкого монастыря иерея Константина Аристова, который с первого дня своего служения в Курске несёт послушание духовника людей с особенностями слуха. Сегодня отец Константин — гость православного портала Dei Verbo.
 
Клирик Свято-Троицкого монастыря Курска иерей Константин Аристов 
— Батюшка, с чего всё начиналось?
 
— Когда я был семинаристом (учился на дневном отделении в Санкт-Петербургской духовной академии), меня мучил вопрос: «Как я могу помогать людям?» Того, что я целенаправленно хотел стать священником, мне было мало. В один из дней у нас проходила конференция по социальному служению. Вообще, в духовной академии образовательный процесс находится на очень высоком уровне, и конференции там не в новинку. Есть группы, для которых посещение подобных мероприятий обязательно, для остальных же семинаристов — по желанию.
 
Апостол для глухих 
И вот я заглянул в актовый зал — а там фильм о глухих демонстрируют. У героев картины столько радости на лице, позитива! В конце просмотра объявили о наборе на факультатив по изучению жестового языка, что случилось впервые, — и я записался. Кроме меня, подобное решение приняли ещё около 50 человек. Это было в феврале 2011 года, а в мае, в день памяти Святителя Николая, мы уже отслужили первую Литургию с сурдопереводом. Правда, в группе осталось десять человек. Сегодня из нашей команды с глухими занимаются только два священнослужителя — я и мой однокурсник диакон Антоний Молоток. Он заочно окончил специализированный светский колледж по изучению жестового языка и сейчас в академии возрождает факультатив.
 
Апостол для глухих 
— Получается, «жатвы много, а делателей мало»?
 
— Года четыре назад по всей РПЦ было полтора десятка священников, которые окормляли глухих. Но официальные цифры постоянно меняются, и сейчас таких священнослужителей больше. Наша епархия всячески способствует этому. Например, в 2015 году владыка Герман поддержал инициативу ежегодно проводить в Курской Коренной пустыни курсы по обучению священнослужителей основам жестового языка. За неделю интенсивного обучения (72 учебных часа) московские специалисты добиваются хороших результатов. Подобные занятия проходили в Томске, Нижнем Новгороде, других городах.
 
— А если в храме нет священника, знающего жестовый язык, а глухих много?
 
— Как правило, при таком храме есть сурдопереводчик, по сути, являющийся апостолом для глухих и слабослышащих. К тому же многие глухие хорошо читают по губам и при чёткой артикуляции всё понимают.
 
Многие глухие хорошо читают по губам 
— Но, знаете, мне кажется, богослужения построены против глухих. Объясню, почему. Священник большую часть службы в алтаре, многие молитвы произносит спиной к молящимся, хор тоже не виден. Получается, красота пения и слова недоступны глухим. Есть ли какое-то решение этой проблемы?
 
— Есть два варианта служения глухим. Первый: когда служба совершается именно для них, — с более длинными паузами; священник стоит лицом к народу, спиной к алтарю. И второй вариант (его используем мы): при обычной службе работает переводчик. Этот вариант выбран потому, что в Курске нет храма, где можно было бы только для глухих и слабослышащих совершать богослужения. Правда, на Пасху мы такую службу совершаем, но не в кафедральном соборе, а в деревне Павловка, которая находится в 80 километрах от Курска. Уже четвёртый год мы туда выезжаем всей общиной. В деревне нет священника, и меня туда командируют. Я и голосом служу, и жестами, лицом к народу произношу ектении, а песнопения для глухих дублируют переводчики.
 
Есть два варианта служения глухим 
— А как проходит исповедь? Грехи пишутся на листиках?
 
— Всё индивидуально. У нас исповедь идёт на языке жестов: я понимаю их около 70-ти процентов. Чтобы мои прихожане не смущались, напоминаю им: священник — лишь свидетель, а исповедь принимает Сам Бог, Который слышит сердце. Что касается «написать» — это сложно для глухих. Их родной язык — жестовый, а в разговоре задействованы не только руки, но и лицо, тело. Они мыслят образами, потому возникает сложность перенесения образов на бумагу. Глухой с детства может не знать словесного аналога жеста. В специальных школах для инвалидов по слуху обучают этому, но после окончания учебного заведения навык нередко утрачивается. Хотя не всё так плохо, многие глухие общаются в соцсетях и чатах. Мне одна прихожанка даже на церковно-славянском пишет.
 
Глухие — народ обособленный, это другой мир
— Большая у вас община?
 
— Глухие — народ обособленный, это другой мир. Они общаются друг с другом постоянно и так же, как мы, в своих возрастных категориях — пожилые с пожилыми, молодые с молодыми. В церкви это одни и те же люди. Есть составляющие костяк и приходящие на каждую службу, на каждое занятие, — примерно 10-12 человек. А есть люди, живущие на периферии; но мы их вспоминаем, в помянники имена включаем, — приблизительно 50 человек. Они приходят куличи освятить, просят квартиры освящать. И с ними пытаемся взаимодействовать, привлекать к богослужениям, не терять из виду.
 
— В основном женщины пенсионного возраста приходят?
 
— Да, женщины, но от сорока лет. Мужчин мало. Был у нас Серёжа (мой ровесник), он являлся на каждую встречу с горящими глазами, переводил.
 
В основном женщины пенсионного возраста приходят? 
— А что за встречи? Службы вы так называете?
 
— Нет, у нас, помимо богослужений, что-то вроде воскресной школы для взрослых, только по субботам. Мы собираемся в помещении регионального отделения Всероссийского общества глухих и общаемся. Серёжа приходил на каждую встречу и даже готовил специальные пояснения для глухих, например, по правильной постановке ударений (в церковно-славянском языке это важно). Но, к сожалению, несколько лет назад он преставился ко Господу.
 
— Как проходят занятия?
 
— У меня это творческий поиск, какого-то специального плана нет. За пять лет моего служения в Курской епархии и занятий с глухими мы много раз повторяли, что такое исповедь, причастие… В пасхальный период у нас есть традиция ходить на колокольню и звонить. Многие удивляются: глухие звонят? Но это так. Они чувствуют вибрации и большие колокола могут услышать. Первый раз, когда мы пришли на колокольню, звонарь Вячеслав был наверху, а я с глухими стоял внизу. Спрашиваю у них: «Слышите?», они отвечают: «Нет». Мы стали подниматься, звонарь на какое-то время замолчал. И когда оставался один пролёт до выхода на колокольню, Вячеслав снова ударил. Все глухие закрыли уши, ибо услышали сильную вибрацию. И я думаю, что глухого можно научить звонить в колокола.
 
Я — самоучка, хоть и обучался в семинарии 
— С детьми тоже занимаетесь?
 
— В первый год служения в Курской епархии я истово ходил в областную школу для глухих, занимался с детьми, но вскоре понял: это для меня сложно, так как не дотягиваю в общении до уровня детей. Я — самоучка, хоть и обучался в семинарии, писал дипломную работу по глухим, но в семье-то у меня не было глухих. Сам жест понять легко, но ребёнок может использовать его в определённом значении, ведь в жестовом языке гораздо меньше слов, чем в разговорном. А ещё дети придумывают свои жесты, объединяют несколько слов в одно. Со взрослыми легче.
 
Сейчас посещаю каждую праздничную линейку в школе, стараюсь периодически устраивать для детей различные мероприятия. Ежегодно в сентябре, когда в Курск привозят оригинал Курской-Коренной иконы Богородицы, проводим в соборе молебен с сурдопереводом для детей. Приходит вся школа во главе с директором.
 
И учусь у глухих радости 
— Батюшка, а сколько глухих людей среди слышащих?
 
— Да, уши имеют, но не слышат, глаза имеют, но не видят... Я и сам таким был, да и сейчас тоже «слепой» и «глухой», и учусь у глухих радости… Инвалидом человека делает не физический изъян, а грех.
 
Вспоминаю сейчас Сашу Миронова из Петербурга. Он полностью глухой, ему лет сорок уже. Как-то он приходил к нам в семинарию на практическое занятие. Понаблюдал и после обеда спрашивает: «Почему все грустные? Вы же о Христе тут говорите! Где ваша радость? Что происходит?» И говорил он на языке жестов, мимикой передавая поведение, характер каждого опечаленного семинариста. Это было удивительно! Мне сказанное так глубоко вошло в душу, что до сих пор вспоминаю. Он был большим моим учителем и до сих пор им остаётся. Он не назидает, не указывает… Он своим примером, жизнью, отношением к людям учит быть настоящим. Каждого глухого поддержит, обогреет, поможет… Он — тренер по волейболу в команде глухих, водит машину, занимается ремонтом. У него жена и дети, и он сияет весь.
 
Да, все проблемы от того, что мы кого-то не услышали, не поняли 
— Мы часто не слышим не только Бога, Которого сложнее услышать, мы не слышим ближнего: начальника, родителей, священника… Как научиться слышать и слушать?
 
— Да, все проблемы от того, что мы кого-то не услышали, не поняли. Вера от слышания, — это ещё апостол Павел говорил в Послании к римлянам. Мне кажется, что проблема в эгоизме. Мы полностью в себя погружены, думаем только о себе — даже внутри семьи или на работе. Задаёмся вопросами: «Что подумает обо мне начальник? Как посмотрит на меня тот? Что скажет этот?» Всё через призму своей гордости воспринимаем, посему часто не разумеем элементарных вещей. Но Бог всё равно в душе. Бог всё равно любит нас, и Дух Святой научит вас всему.
 
Беседовал Димитрий АРТЮХ
Фото предоставлены автором
15.06.2018
 
Поделиться с друзьями:
Подписка на журнал "Врата Небесные"