" /> " />
Проверьте ваш почтовый ящик! Check your mailbox!
Сегодня

19 апреля: Седмица 6 Великого поста. Равноапостольного Мефодия, архиепископа Моравского; преподобной Платониды Сирской ...

Содержание
Главная Nota Bene! Читаем Евангелие Библиотека православная Аудиоматериалы Искусство с мыслью о Боге Для детей и родителей "Врата Небесные" Задать вопрос священнику Словарь Православия Фотогалерея
История Церкви Сестринское служение Иконы Богородицы Память угодников Божиих
Дарога да святыняў Ютубканал
Архив Dei Verbo Контакты «Поддержите наш проект!»
Рекомендуем


14 сентября празднуем новолетие (начало церковного года), называемое также началом индикта


1 сентября (14 сентября по новому стилю) Православной Церковью празднуется церковное новолетие (начало церковного года), называемое также началом индикта.

14 сентября празднуем церковное новолетие


В VI веке, в царствование Юстиниана I (527─565), в христианской церкви вводится календарное счисление по индиктам, или индиктионам (от лат. indictio ─ объявление), 15-летним периодам наложения дани. Под indictio в Римской империи понималось обозначение цифры податей, которые следовало собрать в данном году. Таким образом, финансовый год в империи начинался «указанием» (indictio) императора, сколько нужно собрать податей, при этом каждые 15 лет производилась переоценка имений (по мнению В. Болотова, индиктионы имели египетское происхождение). Официальное византийское счисление, так называемые индиктионы Константина Великого, или Константинопольское счисление, начиналось с 1 сентября 312 г.

В Византии церковный год не всегда начинался с 1 сентября: и на латинском Западе, и на Востоке было известно мартовское летосчисление (когда началом года считались 1 марта или 25 марта ─ дата праздника Благовещения). В целом, торжественное празднование новолетия 1 сентября можно считать поздневизантийским явлением.

В этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос прочёл в синагоге Назарета пророчество Исаии (Ис. 61: 1─2) о наступлении «лета благоприятного» (Лк. 4: 16─22). В этом чтении Господа византийцы видели Его указание на празднование дня нового года; Предание связывает само это событие с днём 1 сентября. В Менологии Василия II (X в.) говорится: «С этого времени Он даровал нам, христианам, этот святой праздник». И доныне в Православной Церкви 1 сентября на Литургии читается именно это евангельское зачало о проповеди Спасителя.

То же Евангелие читалось патриархом и в особом чине летопроводства ─ праздничной службе, совершавшейся 1 сентября. Знаменательно, что Евангелие читал сам патриарх; в практике Константинопольской Церкви в поздневизантийское время патриарх сам читал Евангелие, кроме этого случая, лишь трижды в году: на утрене Великой пятницы (первое из 12 Страстных Евангелий) и на Литургии и вечерне первого дня Пасхи.

Согласно Типикону Великой церкви и византийским служебным Евангелиям, чин летопроводства имеет следующий порядок: после утрени архиерей с процессией под пение «большого» Трисвятого исходит на городскую площадь. Когда процессия достигнет площади, диакон возглашает ектению, и поются три антифона. После антифонов архиерей произносит возглас, благословляет трижды народ и садится на седалище. Далее следуют прокимен и Апостол; по Апостоле архиерей, благословив трижды народ, начинает чтение Евангелия. Затем произносятся литийные прошения; по окончании прошений и главопреклонной молитвы певцы начинают петь тропарь 2 гласа: «Всея твари Содетелю...», и процессия идёт в храм для совершения Божественной литургии.

На Руси по принятии христианства гражданский год вплоть до XV века начинался с марта. С 1 марта вели начало года все древние русские летописцы, включая преподобного Нестора. Но, несмотря на то, что только в XV веке началом гражданского года официально становится 1 сентября, имеются свидетельства о совершении на Руси 1 сентября чина летопроводства ещё в конце XIV века и даже в XIII веке (чин упоминается в Вопросоответах епископа Феогноста (1291 г.). Чин состоял из пения стихир, антифонов, чтения паремий, Апостола, Евангелия и произнесения молитв. Русские редакции XVII века чина летопроводства 1 сентября содержатся в Московском Потребнике мирском 1639 г., в Московском Потребнике 1651 г., в Требнике митрополита Петра Могилы 1646 г. и в напечатанном без обозначения года сборнике церковных чинов. Близок к печатным московским чинам и новгородский чин, содержащийся в рукописном сборнике первой четверти XVII века.

Отметим интересные особенности, содержащиеся в московском и новгородском чинах. Во время чтения паремий протопоп совершал чин водоосвящения до момента погружения креста. Затем, после чтения Евангелия, святитель погружал крест в воду при пении тропаря: «Спаси, Господи, люди Твоя...» ─ и омывал иконы губой, омоченной в освящённой воде, после чего читались молитва патриарха Филофея Константинопольского «Владыко Господи Боже наш...» и главопреклонная молитва. В московском печатном чине описывается, кроме того, обряд пришествия царя к действу (в Москве чин совершался на соборной площади Московского Кремля, и царь чаще всего прибывал туда уже после прихода патриарха с крестным ходом, но иногда и вместе с ним), его встречи и поздравительной речи к нему патриарха. В Новгороде служащий святитель обращался с поздравлением к воеводам и народу с произнесением «титла» о царском многолетнем здравии.

Киевский чин отличался от московского и новгородского. В нём не указаны крестный ход на площадь, водоосвящение и омовения икон. Чтение Евангелия совершалось в храме, не было паремий и Апостола. Лития совершалась перед храмом: сначала дважды обходили храм с крестным ходом при пении стихир, в третье обхождение останавливались перед каждой стороной храма, и диакон произносил ектению; перед западной стороной святитель читал молитву. Обряд поздравления также не указан в киевском чине.

Прекращение совершения чина летопроводства связано с изданием Петром I указа о переносе начала гражданского нового года на 1 января. В последний раз чин был совершён 1 сентября 1699 г. в присутствии Петра, который, сидя на установленном на кремлёвской соборной площади престоле в царской одежде, принимал от патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом. 1 января 1700 г. церковное торжество ограничилось молебном после Литургии, чин же летопроводства не совершался.

С тех времён празднование церковного новолетия 1 сентября не совершается с былой торжественностью, хотя Типикон доныне полагает этот день малым Господским праздником «Начала индикта, сиречь новаго лета», соединённым с праздничной службой в честь преподобного Симеона Столпника, память которого выпадает на эту же дату.

Михаил БЕРНАЦКИЙ

http://www.patriarchia.ru/index.html
 



Читать другие новости >>
Рассказать друзьям:

Друзья!



Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект.
Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога,  может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами.


Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея.