Проверьте ваш почтовый ящик! Check your mailbox!
Cегодня

21 ноября: собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. ...

Содержание
Архив Dei Verbo Контакты Мы в соц сетях
Рекомендуем

Повод для ареста – молебен о дожде


Будущий священномученик Димитрий родился в 1874 г. в семье потомственного священника Александра Павловича Павского в деревне Максатиха Максатихинского уезда Тверской губернии. Рос весьма любознательным и способным ребёнком, очень интересовавшимся церковной историей. Со временем он окончил духовное училище, затем — духовную семинарию. В 1899 г. со степенью кандидата богословия завершил образование в Казанской духовной академии. В 1903 г. Димитрий Павский был рукоположен в сан священника и назначен заведующим Леушинской церковно-учительской женской школой Новгородской епархии, а 25 июня 1904 г. определением Священного Синода — перемещён в Минск на должность епархиального наблюдателя «школ церковно-приходских и грамоты Минской епархии» с причислением к клиру кафедрального Петро-Павловского собора. Очень скоро в среде минского духовенства отец Димитрий приобрёл широкую известность и зарекомендовал себя с положительной стороны.

По обязанностям епархиального наблюдателя он много ездил по епархии, общался с духовенством и за короткое время хорошо ознакомился с особенностями местной церковной и народной жизни. Будучи коренным россиянином, отец Димитрий, оказавшись в Беларуси, столкнулся со многими не известными ему проблемами. Он сразу почувствовал, какую опасность здесь представляют польское движение и католическая пропаганда, усилившиеся после обнародования 17 апреля 1905 г. императорского Указа «Об укреплении начал веротерпимости», по которому отпадение от Православия уже не преследовалось, и люди свободно могли избирать для себя вероисповедание. Кроме того, разрешалось преподавание Закона Божиего на национальных языках. И как следствие — на окраинах Российской Империи случаи отпадения от Православия стали массовыми, что отчасти носило вполне естественный и даже оправданный характер, но чаще всего было результатом религиозного совращения.

Ксендзы и шляхта устраивали религиозно-патриотические манифестации-процессии с флагами, лентами национальной раскраски, демонстрируя православному белорусскому населению своё якобы торжество над Православием и заодно подчёркивая бессилие русской государственной власти. Католические иерархи — архиепископ граф Шембек и епископ барон Рооп — разъезжали по Беларуси в сопровождении кавалькады всадников в польских «конфедератках» (шапках) с национальными лентами через плечо, польскими гербами и другими атрибутами польской государственности. В то же время стали без особой потребности открываться польские школы, в большинстве случаев тайно. Ксендзы раздавали народу листовки, брошюры с призывами переходить в католичество, распространяли слухи о «законном» восстановлении унии. Помещики-поляки оказывали давление на крестьян: например, соглашались сдавать свои земли в аренду только в том случае, если крестьяне принимали католичество. Постепенно польско-ксендзовская пропаганда делала своё дело, и массы неокрепших в вере простых людей, по своей необразованности и доверчивости, увлекались в католичество и начинали с недоверием смотреть на всё русское и православное.

Это не могло не вызвать со стороны православных людей объединённого противодействия католической и антирусской пропаганде. И в феврале 1907 г. было создано Минское Православное народное братство во имя Животворящего Креста Господня — молодое, деятельное, при широком участии мирян (потому и названное народным). У его истоков стоял отец Димитрий Павский, один из активнейших членов.

Братство проводило внебогослужебные беседы в храмах Минска. До 500-800 человек слушателей привлекали эти беседы, среди которых было и немало городской интеллигенции. На братских беседах среди других лекторов регулярно выступал и отец Димитрий. Учредили и справочное бюро для содействия православным людям в трудоустройстве, оказания материальной помощи нуждающимся, погребения умерших бедняков и других нужд. Братство обращалось с воззванием к православным не отдавать своих детей в католические школы, ходатайствовало об увеличении содержания недостаточно субсидируемых земством церковно-приходских школ, издавало газету «Братский листок», в подготовке которой участвовал и отец Димитрий.

Народное братство сразу обратило на себя внимание в обществе — вызвало лестные отзывы со стороны старейшего и авторитетнейшего Виленского Свято-Духовского братства, неоднократно удостаивалось благодарности епархиального архиерея. Среди пожизненных членов Минского Православного народного братства были такие выдающиеся личности, как митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский) и святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Одновременно с активной деятельностью в братстве, отец Димитрий Павский состоял членом Совета и товарищем председателя Минского церковного историко-археологического комитета. В июне 1908 г. он нёс послушание инспектора и преподавателя временных педагогических курсов для учителей и учительниц церковных школ Минской епархии.

Активно участвовал отец Димитрий и в подготовке первого (после 300-летнего перерыва) съезда представителей западно-русских православных братств, инициированного Минским народным братством, который проходил в Минске 29-31 августа 1908 г. К тому времени он пользовался среди братчиков таким авторитетом, что единодушно был избран участниками съезда его председателем. На съезде отец Димитрий сделал доклад о тайных польских школах, обнаруженных в Минской губернии, и о сохранении русских школ грамотности. Он призывал участников съезда активно бороться с наступлением католичества, не понаслышке зная, с какой изобретательностью и упорством действуют его распространители.

Вопросы народного образования очень заботили отца Димитрия. Прекрасно понимая, что начальным образованием во многом закладывается фундамент мировоззрения человека, он не мог оставаться безучастным к тому, в чьи руки оно попадёт, и кто будет влиять на народное сознание. В феврале 1911 г. на епархиальном съезде членов братства, проходившем под председательством отца Димитрия, по его инициативе министру внутренних дел была послана телеграмма от имени братства с просьбой к Государю Императору — не изымать церковно-приходские школы из ведения Церкви. Дело в том, что проект изъятия начальных церковно-приходских школ из ведомства православного исповедания и передачи их в ведение Министерства народного просвещения уже не первый год обсуждался в правительственных кругах…

В эти годы деятельность братства заметно расширилась и уже не ограничивалась только религиозной сферой. Братство начало бороться с революционной агитацией в деревне и приступило к активной экономической помощи крестьянству. Многими провинциальными отделами братства открывались ссудно-сберегательные кассы и потребительские лавки для удовлетворения нужд крестьян, стремившихся вырваться из кабалы ростовщиков-евреев.

16 июля 1910 г. священника Димитрия Павского назначили настоятелем Минского кафедрального собора, с увольнением от должности епархиального наблюдателя церковных школ, а 30 июля 1910 г. он был возведён в сан протоиерея. За ревностное исполнение обязанностей Священный Синод 6 мая 1911 г. наградил его наперсным крестом.

Помимо настоятельских трудов, отец Димитрий с конца 1911 г. трудился в качестве члена Минской духовной консистории. В марте 1912 г. он был уволен от консисторской службы и назначен преподавателем Минской духовной семинарии, где читал лекции по обличительному богословию, истории и обличению раскола и сектантства. Кроме того, он состоял членом-сотрудником и делопроизводителем Минского отдела Императорского православного Палестинского общества, членом Минского епархиального комитета Православного миссионерского общества, секретарём совета Минского отдела Всероссийского Национального союза, а с 1915 г. был цензором «Минских епархиальных ведомостей».

Во время Рождественских Святок 1915 г. отец Димитрий сопровождал Преосвященного Митрофана, епископа Минского и Туровского, в поездке по приходам, расположенным в непосредственной близости от боевых действий. А в сентябре временно исполнял обязанности настоятеля Колпинской церкви. В 1916 г. главнокомандующий армиями Западного фронта генерал-адъютант А. Эверт наградил отца Димитрия за усердную службу и труды, понесённые в военное время, орденом Святого Владимира 4-й степени.

В 1917 г. отец Димитрий при неизвестных обстоятельствах покидает кафедральный собор и становится настоятелем церкви Святого Духа в Острошицком городке бывшего Минского уезда. Возможная причина — его общественно-политические взгляды. Ведь отец Димитрий, как уже упоминалось, был деятельным членом и секретарём Минского отдела Всероссийского Национального союза — известной национал-монархической организации.

Всероссийский Национальный союз образовался в 1908 г., в период столыпинского правления и работы III Государственной думы. В отличие от радикально настроенных крайне правых организаций, вроде Союза русского народа, Национальный союз был организацией весьма умеренных, если не сказать либеральных, взглядов (без всякого антисемитизма) и пользовался поддержкой правительства. В его состав входили в основном умеренно-правые представители образованного русского общества — национально настроенные профессора, отставные военные, чиновники, публицисты, — объединённые общей идеей главенства народности в трёхчленной русской формуле: «Православие, Самодержавие, Народность». Членами союза, например, были такие известные учёные, как профессора П. Армашевский, П. Кулаковский, Н. Куплевасский, П. Ковалевский, П. Казанский и другие.

Целями Всероссийского Национального союза, по уставу, было содействие: господству русской народности, укреплению сознания русского народного единства, устройству бытовой самопомощи и развитию русской культуры, укреплению русской государственности и т. п. Исповедуемый представителями союза национализм не носил агрессивного характера; это был национализм не захвата или насилия, а национализм честного разграничения и преследовал одну лишь цель — величие России. Национальный союз не являлся массовой организацией, а представлял собой нечто вроде элитарного клуба интеллигентов.

После февральской революции 1917 г. государственная власть находилась в весьма зыбком состоянии, а усиливающееся революционное брожение и отсутствие гражданской дисциплины стали приводить ко многим отрицательным эксцессам в отношении представителей духовенства. Нередко священнослужители даже подвергались аресту по распоряжению местных исполнительных комитетов или инициативе частных лиц, причём без предъявления уполномочивающих документов, без ясного определения вины арестовываемых, а иногда — вследствие бывшей принадлежности их к монархическим организациям. В некоторых случаях просто откровенно сводили счёты. Причиной арестов являлась и неблагоприятная оценка пастырской деятельности священнослужителей, которые при этом насильственно удалялись от занимаемых мест с лишением возможности совершать богослужения, и без участия церковной власти, в нарушение канонического церковного и установленного государственными законами порядка. Возможно, жертвой именно таких процессов и стал отец Димитрий Павский, вынужденный под давлением оставить настоятельство в кафедральном соборе и даже Минск. Впоследствии он, как и все представители православного духовенства, не раз подвергался в тяжёлые годы гонений на Церковь всевозможным притеснениям со стороны уже советских властей.

В 1931 г. отец Димитрий был впервые арестован за то, что не пожелал отречься от сана священнослужителя. Формально же отцу Димитрию предъявили обвинение в агитации против образования колхозов и приговорили к пяти годам заключения в концлагере.

Досрочно освобождённый из лагеря, отец Димитрий переехал на жительство в Тверскую губернию, откуда был родом, и занял место настоятеля приходской церкви села Ульяново Погорельского района. Здесь в июле 1937 г. его арестовали второй раз, предъявив надуманное обвинение в «контрреволюционной шпионской деятельности». Везде, где бы ни служил отец Димитрий Павский, он пользовался большим авторитетом, любовью и уважением верующих. В суровое время гонений на Церковь Христову отец Димитрий нередко открыто высказывал свои взгляды на происходящее. До нас дошли некоторые из его высказываний, передающие живой облик этого пастыря.

Однажды во время проповеди отец Димитрий обратил внимание верующих на то, сколь широкое распространение в обществе получил грех кощунства, пояснив, что этот грех выражается в неуважительном отношении к святыням и священнослужителям. Незадолго до проповеди местная ребятня, омрачённая новой идеологией, забросала его камнями на пути в церковь. Отец Димитрий сказал тогда, что детям этот грех простится по их неразумию, а вот взрослые, воспитавшие подобным образом детей, ответят перед Богом.

Вскоре власти решили забрать у местной церкви сторожку, переоборудовав её под помещение для аптеки. По этому вопросу отец Димитрий вместе с прихожанами был вызван в сельсовет. Но он отказался передать сторожку властям, поддержав верующих, законно противившихся расхищению церковного имущества под мнимо благовидным предлогом. Чашу терпения властей переполнил молебен, отслуженный отцом Димитрием в июне 1937 г. во время продолжительной засухи. Вскоре после молебна пошёл сильный дождь… Верующие со слезами на глазах говорили друг другу: «Помолились, и Господь дал дождь!»

А 23 июля 1937 г. отца Димитрия арестовали.

На допросе он вёл себя с удивительным спокойствием, с ясным сознанием глубокого, неземного смысла, которым было исполнено его страдание. Его допрашивали всего один раз. После этого, ввиду предвзятости задаваемых вопросов, он отказался разговаривать со «следователем». Виновным себя не признал и никого не оговорил.

14 августа 1937 г. отца Димитрия расстреляли.

12 декабря 1999 г. протоиерей Димитрий Павский был прославлен в лике 23-х новомучеников — местночтимых святых Минской епархии, а на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 г. — в числе новомучеников и исповедников российских XX века. Память в его честь совершается 15 (28) октября и в Соборе новомучеников и исповедников российских.

Гордей ЩЕГЛОВ
кандидат богословия, Минск
Поделиться с друзьями: