Проверьте ваш почтовый ящик! Check your mailbox!
Сегодня

...

Содержание
Главная Nota Bene! Читаем Евангелие Библиотека православная Аудиоматериалы Искусство с мыслью о Боге Для детей и родителей "Врата Небесные" Задать вопрос священнику Словарь Православия Фотогалерея
История Церкви Сестринское служение Иконы Богородицы Память угодников Божиих
Дарога да святыняў Ютубканал
Архив Dei Verbo Контакты «Поддержите наш проект!»



ВОПРОС:
Здравствуйте! Хочется спросить вас о двух христианских праздниках — Рождество Христово и Крещение Господне. По большей части, про второй
праздник.
С какого момента на Руси начали его отмечать?
И всегда ли отличительной чертой этого праздника считается ныряние в прорубь, или так было не всегда? И все ли проруби, куда опускаются люди, по-настоящему безопасны для этого (даже после различных проверок того же МЧС)? И какие рекомендации вы можете дать людям, которые никогда до этого не закалялись и не имеют опыта?
И последнее: эти праздники, по большей части, отмечают, так скажем, истинно крещёные люди? Я имею в виду, если человек просто называет себя православным, но при этом не крещён, — это праздник и для них, просто они не особо отмечают? Или такие праздники, в частности, Крещение Господне, только для «истинно крещёных» людей, это их праздники? Или я не прав в этом? Спасибо, и с праздником!
ОТВЕТ: ("кликнуть", чтобы прочитать)

ОТВЕТ:
После принятия христианства Русь получила уже почти готовую форму традиций, и поэтому этот праздник, как и многие другие, пришёл к нам из Византии.
Смысл этого праздника в том, что впервые произошло явление Святой Троицы: Бога Отца в виде гласа, Сына Божия Иисуса Христа и Святого Духа в виде голубя. Ещё это событие называют Богоявлением и начали отмечать в Византии уже в V-VI веках.
Что касается более чем странной традиции окунания в прорубь, можно сказать, что она никогда не была церковной, более того, довольно резко осуждалась Церковью. Так, решения Стоглавого Собора 1551 года приравнивают погружение в прорубь к языческим волхвованиям. Грехи Крещенская вода не смоет!
Самый важный смысл Крещения Иисуса Христа состоит в том, что, войдя в воды Иордана, Он взял на себя грехи всего мира и понёс их на Голгофу, совершая искупление человечества. В наше непростое время смены приоритетов во многих сферах жизни, в том числе, увы, и в религии, мы сталкиваемся с заменой смысла многих духовных вещей. Чем меньше веры, тем больше декораций.
Так что совершать ли это действо, ставшее уже почти обрядом для маловеров, решать Вам. Считаю это эрзацем (суррога́том — неполноценным заменителем — Ред.) покаяния, не дающим ничего, кроме вреда или телесной пользы (как повезёт).

(Отвечал иерей Александр Веремейчик, настоятель храма Собора Белорусских Святых в г. Минске, Беларусь)

***

 
Праздник Крещения Господня или Богоявление имеет очень древнюю историю и празднуется с апостольских времен. Естественно, что с принятием христианства этот праздник отмечается и верующими Русской Православной Церкви.
Как и любой другой значимый праздник с богатой и продолжительной историей, он имеет две стороны — богословско-догматическую и народно-обрядовую. Догматическое содержание праздника неизменно: мы празднуем Богоявление, явление Трёх Лиц Святой Троицы — Бога Отца в виде гласа с небес, Бога Сына Иисуса Христа и Бога Духа Святого в виде голубя, спустившегося с небес на крестившегося Иисуса. Именно это откровение Святой Троицы и является духовной сердцевиной нынешнего церковного торжества.
Также в событии Крещения Господня Церковь усматривает и освящение всего водного естества, а через него — всего окружающего нас мира. Поэтому главным в день этого праздника является посещение храма Божия для совместной молитвы и, по возможности, участие в Таинстве Святого Причастия. Также в этот день или накануне все стараются взять Святую воду, освящённую по чину праздника Богоявления.
Что касается народно-обрядовой стороны — купание в проруби, обливание водой и прочее, — то всё это делается по желанию и не является обязательным.
Церковные праздники для всех: и для тех, кто уже воцерковлён, твёрдо стоит на ногах в вопросах исповедания своей веры, и для тех, кто просто считает себя верующим и только начинает свой путь к Богу.

(Отвечал иерей Виталий Грак, настоятель Свято-Покровского храма д. Остров Борисовской
епархии, Беларусь)